Найти тему
Чемодан историй

Таинственная гибель АПЛ Thresher, дело было не в бобине...

10 апреля 1963 года произошла невиданная доселе катастрофа. В Атлантическом океане затонула американская подводная лодка Thresher. Это была первая в мире авария атомного подводного суда.

АПЛ Thresher
АПЛ Thresher

10 апреля 1963 года атомоход SSN 593 Thresher в сопровождения Скайларка — спасательного судна — вышел в Атлантический океан. Это было восточнее мыса Кейп-Код. Цель похода — испытание на герметичность. Дело в том, что в этом районе океаническое дно резко уходит вниз, предоставляя естественную площадку для опытов.

Надо сказать, что это была довольно рутинная процедура. С момента ввода в эксплуатацию в 1960 году подлодка ныряла на глубину много раз. Но в этот день что-то пошло не так...

В 07:47 по местному времени началось постепенное погружение. Была установлена устойчивая связь со спасательным судном на поверхности. Но уже в 09:13 экипаж сообщил о нарастающем крене кормовой части. Далее следовали обрывки фраз — команда хотела применить экстренное всплытие. Четыре минуты Скайларк принимал лишь тишину, разорванную фразой «предельная глубина» и треском корпуса... судя по всему, его раздавило огромным давлением.

АПЛ Thresher
АПЛ Thresher

Поиски в течение дня ничего не дали. На поверхность всплыли лишь несколько масляных пятен. В дальнейшем дно исследовали эхолотами. К сожалению, результаты оказались неутешительными. На дне была обнаружена лодка, раздавленная на части.

В июне к месту катастрофы доставили батискаф "Триест" — тот самый, на котором Жак Пикар исследовал Марианскую впадину. Он нашел подводную лодку и даже сумел подобрать несколько предметов с характерной маркировкой. Таким образом, не осталось ни единой надежды. Вместе с судном погибли 129 человек.

Расследование

Комиссия обратилась к строителям. Те категорически отрицали возможность разрыва сварных соединений. Но с самого начал эксплуатации команда предъявляла претензии не к корпусу, а к заборной арматуре. Она была установлена неверно, постоянно давала течь. Экипаж пытался исправить проблему своими силами, но безуспешно. Особо прочный корпус фактически был бессилен...

После расследования была представлена самая правдоподобная версия. При погружении не выдержал запорный клапан. Через 15-сантиметровое отверстие внутрь машинного отделения хлынул поток воды. На такой глубине за одну лишь секунду «набегает» около 750 литров... жидкость залила электроприборы, поэтому лодка стала неуправляемой и камнем пошла на дно.

Останки АПЛ Thresher
Останки АПЛ Thresher

Но неприятности начались намного раньше. Лодка и без того находилась на максимальной глубине пять минут, безуспешно пытаясь всплыть. Об этом свидетельствуют отрывочные фразы операторов. Они пытались продуть балластный отсек... но система высокого давления таила в себе критическую неисправность. Баллоны со сжатым воздухом собирали избыточное количество влаги. Она попадала в выпускные клапана, «замораживала» их и мешала полноценной работе системы. На незначительной глубине в обмерзании не было ничего страшного... чего не скажешь о предельной отметке. Там счет идет на секунды — любое промедление грозит трагедией. Что, собственно, и произошло.

Выводы

Само собой, после катастрофы были сделаны соответствующие выводы. Америка начала усиленно проверять свои верфи. Было выявлено огромное количество нарушений... некоторые чиновники подумали, что дело в намеренном вредительстве.

Пришлось экстренно реконструировать уже построенные суда. Это требовало огромных денег и времени. Но гибель одной подводной лодки заставила делать то, на что в «мирное» время у чиновников не хватило бы решимости.

Американцев трудно упрекнуть в суеверности. Однако, вся серия Трешер была переименована в Пермит. Моряки должны были думать, что ходят в море на совсем другом судне, более безопасном. Но в 1972 году трагедия повторилась вновь, только уже с SSN 589. Она была на боевом выходе, поэтому шла в режиме полного радиомолчания. Внезапно раздался все тот же зловещий треск, выдающий сминаемый давлением корпус... экипаж в полном составе погиб вблизи Азорских островов. Правда, комиссия выдвинула другую версию произошедшего. По мнению специалистов, лодка погибла из-за взрыва собственной торпеды.

Но сторонники теории заговора не принимают ни одну из официальных версий. Так, вероятность взрыва торпеды была минимальна. Скорее всего, лодку торпедировало другое судно... но американцы никогда не признаются в таком провале.

А в ситуации с Трешером все загадочнее в разы. На нем находились «лишние» 19 человек — помимо штатных членов экипажа. То была высшие чиновники ВМФ и представители промышленников. Вполне вероятно, что от кого-то попросту хотели избавить.

На самом деле АПЛ тонули не однократно, взять хотя бы АПЛ "Комсомолец", затонувший 7 апреля 1989года. На борту было две торпеды, оснащённые ядерным боеприпасом. Во время спусков к АПЛ для изоляции реактора и деактивации торпед, были обнаружены следы несанкционированного доступа в отсеки лодки.
Как и в случае гибели нашей атомной подводной лодкой "Курск", правду мы никогда не узнаем.
АПЛ "Комсомолец"
АПЛ "Комсомолец"

Выскажи своё мнение на канале «Чемодан историй»

  • В статье содержатся материалы из: wikipedia, wikimedia и других свободных источников.