Его внешность не назовешь стандартной. Вековая тоска во взгляде, тонкий птичий профиль, да и вообще довольно депрессивный вид, но при этом он – Эдриан Броуди – самый молодой в истории «Оскара» победитель в номинации «лучший актер». На момент вручения заветной статуэтки за роль в фильме «Пианист» ему было всего 28 лет.
Такой разный и такой талантливый Эдриан Броуди обрел успех лишь благодаря удаче.
Эдриан Броуди родился в нью-йоркском районе Квинс, но при этом он считает себя настоящим ньюйоркером. С другой стороны, ведь это типичная нью-йоркская история. Его бабушки и дедушки бежали в Нью-Йорк от Холокоста из Восточной Европы. А его мама работала фотокорреспондентом в журнале The Village Voice, и правда очень переживала, что, мол, она – потомок настоящих венгерских аристократов, этакая княжна, вынуждена бегать из редакции в редакцию, пытаясь заработать на кусок хлеба. Но такова цена жизни, ведь та родня, которая осталась в Европе, вся погибла во время войны.
Эдриан учится в простой муниципальной школе. На частную школу у родителей не было денег. Конечно, его окружение – дети из беднейших семей Квинса, и худенький и белокожий мальчишка для них – классовый враг.
Чтобы привлечь внимание одноклассников, я решил стать фокусником, назвал себя «Эдриан великолепный». Ходил в школу в мантии, в цилиндре, показывал волшебные трюки. Раньше они меня колотили, а тут стали обожать
А Эдриан сделал выводы: лучшие занятия в мире – это рассказывать другим волшебные истории. Но когда его друзья стали подростками, их интересы поменялись: выпивка, бандитизм, наркотики.
Родители волновались: вдруг я последую их примеру, и сами предложили мне стать актером. Уже потом я понял, что мама хотела отвлечь меня от улицы, но боялась сказать прямо, что мои друзья мне не ровня. Она была такая деликатная
Правда, этот поворот не стал историей успеха, скорее типичная история молодого актера-неудачника – школа, колледж, роли в эпизодах да подработка барменом. Лишь один крошечный успех мелькнул перед Эдрианом – небольшая роль в «Тонкой красной линии» Терренса Малика. И на этом все. Только в то же время великий режиссер Роман Полански, живущий в Европе, терзается похожими переживаниями, но по другому поводу. Он отсмотрел полторы тысячи претендентов на главную роль в фильме «Пианист» – и никто не подошел.
Роман Полански: Я решил: если не найду актера, просто не буду снимать фильм
Где лучшие актеры мира, а где Эдриан Броуди? Он и не снимается нигде: играет на барабанах, в джаз-клубах, развлекающих богатых постояльцев в курортных отелях. Но небольшой эпизод в «Тонкой красной линии» изменил его судьбу раз и навсегда.
Роман Полански: Я был в гостях у друзей в Париже. Мы ужинали и пили вино. В гостиной что-то показывали по телеку. Я потянулся за вилкой и краем глаза увидел на экране профиль, и меня как током ударило: это он – Владислав Шпильман в молодости, и я буду не я, если не заполучу его в свой фильм
Мне позвонил какой-то человек с ужасным акцентом и сказал: «Я Роман Полански. Приезжайте в Париж на интервью». Я начал хохотать – отличная шутка! У меня даже денег на билет до Парижа нет
Но режиссеру было не до шуток. Поговорив с Эдрианом буквально полчаса, он сразу предлагает ему роль, но с условием полностью в нее вжиться, и Эдриан фактически перевоплощается в своего персонажа: худеет на 15 килограммов, по семь часов в день играет на пианино. Казалось, его кто-то заколдовал.
От меня ушла девушка, меня бросили друзья, но мне было наплевать. Поскольку для роли я голодал, у меня внутри была пустота. Оказалось, что любая грусть ничто по сравнению с ужасом голода
И вот наконец-то премьера! Эдриан Броуди в роли пианиста Шпильмана настолько хорош, что даже страшен. Огромные печальные глаза, торчащие скулы, тонкие запястья и невероятная игра на фортепиано. Критики в восторге, а Эдриан погружается в депрессию, возвращается в Нью-Йорк, живет у знакомых в гостиной на диване и в тоске смотрит в потолок.
Я пытался начать жизнь заново, но ничего не выходило. Это была не столько депрессия, сколько горевание. Я вжился в образ жертвы Холокоста и взял слишком много реальной человеческой боли на себя
И в разгар этой депрессии бывшие коллеги по съемкам «Пианиста» буквально уговаривают Эдриана сходить на церемонию «Оскара». Эдриан сидит где-то на галерке и вдруг слышит свое имя – актер года. От неловкости он даже одарил ведущую «французским поцелуем».
Стоит ли успех таких страданий – вопрос, конечно, сложный. Тем не менее, именно съемки в «Пианисте» Эдриан Броуди считает своим большим успехом. Ведь «Оскар», который он получил за эту роль, позволил ему стать актером первого эшелона. В душе он тем не менее остался простым мальчиком, который все также верит в волшебные сказки. И на гонорар он купил не что иное, как настоящий замок в горах, который сам своими же руками и отреставрировал. И возможно, там по вечерам он при свечах до сих пор играет Шопена.