Найти тему
Мама, я снова рисую!

Прерафаэлиты: средневековые романтики викторианской эпохи (продолжение)

"Посещение Оракула" Дж. У. Уотерхаус.
"Посещение Оракула" Дж. У. Уотерхаус.

Музы прерафаэлитов

(Начало здесь)

С чем прежде всего ассоциируется искусство прерафаэлитов?

С женщинами!

Братство исповедовало не только живописные эксперименты, но и социальные. В эпоху, которая сделала женщину “ангелом во плоти”, прерафаэлиты не боялись показать ее демоническое начало, ее чувственность, темперамент и власть.

"Цирцея подает бокал Одиссею". Дж. У. Уотерхаус.
"Цирцея подает бокал Одиссею". Дж. У. Уотерхаус.

Викторианская писательница Шарлотта Бронте вложила в уста своей героини Джейн Эйр тираду, которая наделала много шума в обществе: «Женщинам вообще полагается быть очень спокойными: но женщины чувствуют то же, что и мужчины; им так же, как и их братьям, нужны упражнения для их способностей и поле для их усилий; они страдают от слишком жестких ограничений, слишком абсолютного застоя точно так же, как страдали бы мужчины».

Прерафаэлиты показали это наглядно.

"Леди из Шалот" Уотерхауса иллюстрирует поэму Теннисона, основанную на средневековых рыцарских легендах. На деву из Шалот наложено проклятье, из-за которого она не может смотреть на мир иначе как через зеркало. Однажды она видит в зеркале Ланселота, и очарованная им решается на опасный для нее путь в Камелот. Но проклятье начинает действовать и несчастная дева погибает не успев добраться до Камелота.
"Леди из Шалот" Уотерхауса иллюстрирует поэму Теннисона, основанную на средневековых рыцарских легендах. На деву из Шалот наложено проклятье, из-за которого она не может смотреть на мир иначе как через зеркало. Однажды она видит в зеркале Ланселота, и очарованная им решается на опасный для нее путь в Камелот. Но проклятье начинает действовать и несчастная дева погибает не успев добраться до Камелота.

Художники изображали разных женщин: сильных и слабых, любящих и ненавидящих, растерянных и опасных, смущенных и уверенных, святых и приземленных. Они тщательно изучали каждую женскую ипостась – мать, жена, невеста, соблазнительница, мстительница –- и как средневековый рыцарь служили Прекрасной Даме.

"Леди Святого Грааля" Д. Г. Россетти.
"Леди Святого Грааля" Д. Г. Россетти.

Натурщицами чаще всего были родственницы и возлюбленные художников. Некоторые даже становились любимыми моделями всего братства и их образы переходили из картины в картину. Не обходилось и без пикантных историй: например, черноволосая Джейн Берден, жена Уильяма Морриса, долгое время была любовницей Россети. Есть версия, что именно Джейн послужила прототипом Элизы Дулиттл из пьесы “Пигмалион”: как и героиня, дочь простого конюха Джейн благодаря частным урокам смогла повысить свой статус.

Рыжеволосую художницу и поэтессу Элизабет Сиддал, законную жену Россетти, много писали и он сам, и остальные художники. Судьба ее сложилась довольно трагично: она потеряла ребенка и была больна туберкулезом. Элизабет рано умерла от передозировки лекарства на основе опиума, а Россетти больше не женился.

Роскошная шевелюра Фанни Корнфорт также запечатлена не на одной картине. Она была не только натурщицей, но и сожительницей, и экономкой Габриэля Россетти. Говорят, она была вульгарна и необразованна, но Россети все устраивало. Крупные черты лица, яркие рыжие волосы – внешне она идеально вписывалась в любимый образ прерафаэлитов.

“Офелия” Джона Эверетта Милле.

Но перейдем к моей любимой “Офелии” Милле. На картине изображена рыжеволосая дева, смиренно плывущая по реке к своей гибели, одна, среди прекрасных растений. Из-за понимания, что девушка находится между жизнью и смертью, эта картина вызывает у меня сложные чувства.

"Офелия" Милле.
"Офелия" Милле.

С одной стороны, от нее хочется бежать, как с места преступления. Ведь девушка, еще живая, все равно напоминает труп своей безвольной позой и застывшим лицом. В то же время, в ее позе есть что-то явно эротичное: она раскинула руки словно бы в ожидании возлюбленного, объятая любовными грезами.

Каждый цветок из рассыпавшегося венка имеет свое символическое значение.
Каждый цветок из рассыпавшегося венка имеет свое символическое значение.

Оторваться от картины очень сложно, потому что рассмотрев наконец все волоски, реснички и узоры на платье, вдруг замечаешь какой-то интересный стебелек и снова пошло-поехало!

Для тех, кому знаком символический язык цветов, эта картина расскажет захватывающую историю о безответной любви и безвременной смерти.

5 фактов о картине и об Офелии:

"Офелия лежащая на траве" Дж. У. Уотерхауса.
"Офелия лежащая на траве" Дж. У. Уотерхауса.

1. Именем Офелия стали называть девочек только после публикации трагедии Шекспира.

2. Возможный прототип Офелии – некая Катарина Гамнет, утонувшая, когда Шекспиру было 16 лет. Официальная версия происшествия: упала в реку, неся тяжелые ведра. Но молва утверждала, что это было самоубийство, до которого бедняжку довела несчастная любовь.

"Офелия сидящая на берегу" авторства все того же Уотерхауса.
"Офелия сидящая на берегу" авторства все того же Уотерхауса.

3. Милле позировала Элизабет Сиддал, которую он написал в студии, после того, как закончил делать пейзаж с натуры. Она по нескольку часов в день лежала в ванне с водой, а так как на дворе стояла зима, то модель в конце концов сильно простудилась и художнику пришлось оплатить ее лечение.

4. Смерть героини шекспировской драмы до сих пор является предметом спора, так как из текста Шекспира не понятно – самоубийство это или несчастный случай

И опять "Офелия" Уотерхауса: художник был явно неравнодушен к этому сюжету!
И опять "Офелия" Уотерхауса: художник был явно неравнодушен к этому сюжету!

5. Пейзаж, окружающий фигуру Офелии называют воплощением английской природы. Милле писал его по 11 часов в день, рискуя собственным здоровьем и безопасностью. Ботаническая точность пейзажа на полотне настолько высока, что к нему даже водили студентов для изучения сельской английской растительности.

Тонко проработанная растительность на заднем плане и яркие краски создают тот самый эффект фотографичности, присущий прерафаэлитам!
Тонко проработанная растительность на заднем плане и яркие краски создают тот самый эффект фотографичности, присущий прерафаэлитам!

Спасибо за внимание и ваши лайки!