Музы прерафаэлитов
(Начало здесь)
С чем прежде всего ассоциируется искусство прерафаэлитов?
С женщинами!
Братство исповедовало не только живописные эксперименты, но и социальные. В эпоху, которая сделала женщину “ангелом во плоти”, прерафаэлиты не боялись показать ее демоническое начало, ее чувственность, темперамент и власть.
Викторианская писательница Шарлотта Бронте вложила в уста своей героини Джейн Эйр тираду, которая наделала много шума в обществе: «Женщинам вообще полагается быть очень спокойными: но женщины чувствуют то же, что и мужчины; им так же, как и их братьям, нужны упражнения для их способностей и поле для их усилий; они страдают от слишком жестких ограничений, слишком абсолютного застоя точно так же, как страдали бы мужчины».
Прерафаэлиты показали это наглядно.
Художники изображали разных женщин: сильных и слабых, любящих и ненавидящих, растерянных и опасных, смущенных и уверенных, святых и приземленных. Они тщательно изучали каждую женскую ипостась – мать, жена, невеста, соблазнительница, мстительница –- и как средневековый рыцарь служили Прекрасной Даме.
Натурщицами чаще всего были родственницы и возлюбленные художников. Некоторые даже становились любимыми моделями всего братства и их образы переходили из картины в картину. Не обходилось и без пикантных историй: например, черноволосая Джейн Берден, жена Уильяма Морриса, долгое время была любовницей Россети. Есть версия, что именно Джейн послужила прототипом Элизы Дулиттл из пьесы “Пигмалион”: как и героиня, дочь простого конюха Джейн благодаря частным урокам смогла повысить свой статус.
Рыжеволосую художницу и поэтессу Элизабет Сиддал, законную жену Россетти, много писали и он сам, и остальные художники. Судьба ее сложилась довольно трагично: она потеряла ребенка и была больна туберкулезом. Элизабет рано умерла от передозировки лекарства на основе опиума, а Россетти больше не женился.
Роскошная шевелюра Фанни Корнфорт также запечатлена не на одной картине. Она была не только натурщицей, но и сожительницей, и экономкой Габриэля Россетти. Говорят, она была вульгарна и необразованна, но Россети все устраивало. Крупные черты лица, яркие рыжие волосы – внешне она идеально вписывалась в любимый образ прерафаэлитов.
“Офелия” Джона Эверетта Милле.
Но перейдем к моей любимой “Офелии” Милле. На картине изображена рыжеволосая дева, смиренно плывущая по реке к своей гибели, одна, среди прекрасных растений. Из-за понимания, что девушка находится между жизнью и смертью, эта картина вызывает у меня сложные чувства.
С одной стороны, от нее хочется бежать, как с места преступления. Ведь девушка, еще живая, все равно напоминает труп своей безвольной позой и застывшим лицом. В то же время, в ее позе есть что-то явно эротичное: она раскинула руки словно бы в ожидании возлюбленного, объятая любовными грезами.
Оторваться от картины очень сложно, потому что рассмотрев наконец все волоски, реснички и узоры на платье, вдруг замечаешь какой-то интересный стебелек и снова пошло-поехало!
Для тех, кому знаком символический язык цветов, эта картина расскажет захватывающую историю о безответной любви и безвременной смерти.
5 фактов о картине и об Офелии:
1. Именем Офелия стали называть девочек только после публикации трагедии Шекспира.
2. Возможный прототип Офелии – некая Катарина Гамнет, утонувшая, когда Шекспиру было 16 лет. Официальная версия происшествия: упала в реку, неся тяжелые ведра. Но молва утверждала, что это было самоубийство, до которого бедняжку довела несчастная любовь.
3. Милле позировала Элизабет Сиддал, которую он написал в студии, после того, как закончил делать пейзаж с натуры. Она по нескольку часов в день лежала в ванне с водой, а так как на дворе стояла зима, то модель в конце концов сильно простудилась и художнику пришлось оплатить ее лечение.
4. Смерть героини шекспировской драмы до сих пор является предметом спора, так как из текста Шекспира не понятно – самоубийство это или несчастный случай
5. Пейзаж, окружающий фигуру Офелии называют воплощением английской природы. Милле писал его по 11 часов в день, рискуя собственным здоровьем и безопасностью. Ботаническая точность пейзажа на полотне настолько высока, что к нему даже водили студентов для изучения сельской английской растительности.