Военнослужащие из Башкирии в зоне специальной военной операции зарекомендовали себя ответственными, дисциплинированными и отважными бойцами. При этом они эффективно используют опыт работы, которую выполняли в гражданской жизни. Он необходим при обустройстве расположения воинского подразделения. Об этом корреспонденту информагентства «Башинформ» в зоне СВО сказал командир полка, в котором служат мобилизованные из республики.
Комполка отметил, что свой позывной — «Башкир» — взял не просто так. До частичной мобилизации мужчина жил и работал в Москве, а родом он из Пензы. Офицер рассказал, как он познакомился с башкирскими мужчинами и что в них его восхитило.
«В начале формирования полка была нехватка офицерских кадров. В числе мобилизованных из Башкирии прибыли офицеры, в том числе с высокой боевой подготовкой. Один из них сейчас возглавляет соседний полк. Другой офицер из Башкирии командует одним из наших батальонов, — говорит командир полка. — Так вот, ещё на боевом слаживании в Пензе я познакомился с вашими земляками и решил взять позывной „Башкир“. Благодаря ему установилась благоприятная и конструктивная коммуникация с вашими земляками. Служат они достойно, как и все мобилизованные из других регионов. Но отличие я заметил. Приведу пример. В полку число мобилизованных из Башкирии составляет около одной трети. При этом в штурмовых группах две трети составляют башкиры. Их не заставляли идти в штурмовики, им предлагали, и они согласились не раздумывая. Вот и делайте выводы».
Об этом «Башкир» рассказал в командном пункте. Он располагается в блиндаже, который ничем не отличается от других. Единственное отличие — карта боевых позиций, маркерная доска и боевое знамя, рядом с которым на стене висит настоящая боевая шашка. В отделённом помещении обустроены лежанки, где командир и бойцы могут поспать в редкие часы отдыха. На улице вокруг блиндажа грунт укрыт деревянными блинами, поэтому грязи на территории после дождя практически нет.
«Бойцы живут в блиндажах, которые они выкопали сами. Быт обычный, полевой. Условия, как видите, нормальные, есть где вытянуться и поспать, приготовить еду и принять пищу. Когда мы начали обустраиваться, некоторые стройматериалы приходилось добывать. Например, недалеко проходила линия обороны и, когда враг был разбит, от них остались доски для отмосток. Затем пиломатериал начал поступать с гуманитарным конвоем. Но пришли к выводу, что древесину для укрытий лучше заготавливать самим. Заготовками досок мы занимаемся на нашей пилораме, которую также доставили с гуманитарной колонной. Благодаря ей мы больше не нуждаемся в досках, их у нас достаточно», — говорит «Башкир».
«Башкирские военнослужащие мало чем отличаются от остальных из других регионов. Но они чувствуют поддержку родного края. Это отмечают все командиры. Башкортостан стал брендом в зоне СВО. Ребята гордятся своей республикой и говорят, что они из Башкирии. Поддержка республики влияет на морально-боевой дух бойцов. Они знают, что у них крепкий тыл. Здесь, конечно же, переживают за своих близких, семью, отложенные в республике дела. Но важно то, что воины понимают, что их близкие, родные, семьи дома получат поддержку. Это, во-первых. Во-вторых, мы выстроили работу с командованием полков, батальонов, бригад, с руководством минобороны России. Поэтому наши военнослужащие могут рассчитывать на помощь, в том числе связанную исключительно со служебной деятельностью. В этой части наши воины и наш регион отличаются от остальных», — добавил первый вице-премьер Башкирии Азат Бадранов, являющийся спецпредставителем республики в зоне СВО.
Командир полка обратил особое внимание на то, что все мобилизованные находятся на линии фронта. Кто-то на линии боевого соприкосновения, иные на втором рубеже. Но зачастую границы между ними условные, поскольку рядом фронт.
«Здесь мы находимся на расстоянии до 10 км от противника. Ряд батальонов и рот нашего полка находятся в зоне досягаемости миномётного обстрела — до 6 км. Также мы в зоне прицельного огня ствольной артиллерии. Поэтому мобилизованные, так же, как и добровольцы и контрактники, находятся на передовых рубежах. Они отражают атаки врага и участвуют в наступлениях, штурмах. Все они выполняют одинаковую работу», — отметил «Башкир».
Перемещаясь по территории расположения полка, «Башкир» рассказал, что гуманитарная помощь по поручению Главы Башкирии Радия Хабирова поступает регулярно. Он сообщил, что встречался с руководителем республики в декабре прошлого года и был приятно впечатлён от знакомства с ним.
«В новый год Радий Фаритович звонил, поздравил воинов с наступающим праздником. Налажен хороший контакт у нас с мэром Стерлитамака Рустемом Газизовым и другими руководителями муниципалитетов. Азат Бадранов помогает выходить на связь с республикой. Благодаря его работе сюда поступили пара прекрасных башкирских жеребцов. Здесь они будут работать по доставке материальных средств. До них мы ещё дойдём, покажу вам их», — сказал командир полка.
«Башкир», показывая укреплённые точки, объяснил, что при их строительстве используется брус толщиной 70 мм. По его словам, брёвна не всегда практичны и эффективны. Они тяжёлые и при монтаже отнимают много времени. А заранее подготовленные на пилораме конструкции из бруса собираются за 15-20 минут. Кроме того, они более эффективны при обстреле противоблиндажными минами.
Одним из авторов быстросборных конструкций стал мобилизованный из Башкирии, работавший на гражданке архитектором. Такой же взял себе и позывной.
«В зоне СВО моя гражданская профессия оказалась востребованной. Здесь, как вы понимаете, архитектура другая, стоит фортификационная задача строить так, чтобы сохранить жизни людей. Я человек не военный, даже в армии не служил. Но раз уж я тут, надо выполнять новые задачи. И они в моём случае связаны с проектированием. У командира полка рождаются идеи, я разрабатываю проекты. Вместе мы обсуждаем их реализацию и в итоге появляются надёжные, продуманные сооружения. Эффективны ли они в условиях боевых действий, становится понятным после прилётов. Так что надо заранее всё продумать», – объясняет «Архитектор».
«Ребята из Башкирии надёжные. Они работящие, никогда не жалуются и не унывают. Мне кажется, этим они сильно отличаются от нас», — говорит его товарищ из Пензы начальник инженерной службы с позывным «Лесник».
«Башкир» продолжает показывать, как обустроен полк. Он говорит, что большинство укреплений готовы, какие-то ещё строятся. Сверху над некоторыми натягивается сетка-рабица для защиты от атаки дронов.
Рядом замечаем пикап УАЗ. В кузове закреплён пулемёт, но необычный. Боец из Пензы с позывным «Золотой» расчехлил пулемёт и объяснил, что в его основе шесть спаренных автоматов Калашникова. Пулемёт используется в бою с дронами. Конструкцию разработал «Башкир».
«Пулемёт, а лучше назвать его зениткой, стреляет из стволов поочерёдно во избежание громкого шума. Стрелок защищён бронещитом. Есть пламегасители для стрельбы ночью. Дальность до 500 метров. Очень эффективное и удобное в работе оружие», — объяснил «Золотой».
Комполка продолжает показывать, как живут воины. Он с улыбкой говорит, что на территории расположения есть «улицы» и «дома».
«Есть у нас „улицы“ и „проспекты“. Названия им дали сами бойцы. Есть проспекты строителей, победы, улицы Суворова, Шиханы, Чистые пруды. Вот сейчас мы находимся на Лесной. Тут располагается сапёрная рота. Некоторые роты быстро окапываются и возводят свои блиндажи, это, например, связисты. А вот сапёры отстают. Дело в том, что у них мало времени, поскольку им постоянно приходится идти на задания по разминированию», — говорит «Башкир».
Видим работающий экскаватор. Спецтехникой управляет боец «Забзиро» из Миякинского района. Заглушив ненадолго землеройную машину, он рассказал, что она работает исправно и очень помогает бойцам.
«Блиндаж три на пять один боец копает 3-4 дня, а с машиной эта работа выполняется за 1-2 дня. Экскаватор лёгок в управлении, на гражданке на такой я работал, так что никаких проблем. Но скорость копки зависит от грунта. Почва попадается разная. Встречаются и жёсткие участки и, понятное дело, корни», — сказал «Забзиро».
«Башкир» говорит, что с экскаватором действительно работа кипит споро. В расположении длина траншей в системе опорных пунктов составляет в общей сложности более 20 км. Бойцам тоже приходится брать в руки лопаты, но без экскаватора всё же было бы сложнее.
По словам комполка, техника нужна, причём не всегда только для выполнения боевых задач. Вот он показывает одну из них, стоящую под навесом.
«Это — наша „маталыга“ (малый тягач легко бронированный МТЛБ — прим. ред.). Но так их называли в советское время. А для нас они „мотыльки“. Тягачи задействованы в доставке грузов в труднодоступные места. До боевых позиций весной только он и довозил всё необходимое для бойцов. Летом погода сухая, используется другой транспорт, а „мотылёк“ пока отдыхает. У его механика-водителя очень рискованная работа. Противник отслеживают МТЛБ и, как только замечают их, открывают по ним огонь. А вот и мехвод этого „мотылька“ „Кеша“. Он из Миякинского района. Скромный, но отважный парень. Пока его техника отдыхает, он с товарищами занимается строительством конюшни. Кстати, про отважных башкир. Однажды во время весенней распутицы наши МТЛБ вышли из строя. И в это время требовалась срочная эвакуация тяжело раненного бойца. Тогда нас выручил „Хан“. Как он проехал на УАЗике по танковой колее, остаётся известным только ему. Познакомлю вас с ним позже, сегодня он будет награждён», — говорит «Башкир».
«Здесь вы можете видеть расположение взвода охраны, — продолжает экскурсию „Башкир“. — Командир — ваш земляк, его позывной „Старший“. Его подчинённые задействованы в охране периметра. Правильный, добросовестный и ответственный воин, но очень скромный парень. Сегодня он получил награду от имени Главы Башкирии Радия Хабирова. Наградили его кинжалом. Руководитель республики встречался со „Старшим“, когда приезжал к нам. Всё, что вы видите — хозпостройки взвода, ограждения, помещения, кухня — всё обустроено и оборудовано под его руководством. Раньше я жил здесь. Но потом возникла потребность переехать в другой командный пункт».
В это время один из бойцов с позывным «Михалыч» готовил еду. Он жарил картошку. Резал зелень, морковь, перец. Есть хлеб, чай. На кухне всё по-домашнему.
«В лесу аппетит зверский, ребята должны быть всегда сыты», — отметил «Михалыч», не отвлекаясь на гостей.
В расположении есть спортивные уголки. По словам комполка, физкультурой бойцы снимают стресс после боя. В этом помогает и баня.
«За баню отвечает определённый боец. Нам нравится, как он протапливает её и нагоняет жару, аж кости трещат. На самом деле, работа банщика важная. После парилки будто заново родился. Есть график посещения. Баня открыта ежедневно с восьми утра до шести вечера. Каждый записывается в специальный журнал, чтобы все успели вовремя помыться. За нарушение режима штраф», — говорит «Башкир».
Показал он и медпункт. Пока он ничем не отличается от других сооружений, но скоро будет открыт новый, отметил комполка.
«А вот и кони. Они, как я говорил, будут доставлять на боевые позиции необходимый для бойцов груз. Можем и шишиги (грузовой автомобиль ГАЗ-66 — прим. ред.) использовать, и квадроциклы. Но с ними есть риск быть обнаруженными. А на утренней зорьке на лошадях можно бесшумно и незаметно доставить всё что нужно до боевых позиций. На двух конях это порядка 200 кг. За утро можно успеть выполнить два рейса. Будем и технику использовать. Работа лошадей пока пробная. Их ещё надо подготовить к звукам выстрелов и взрывов. Башкирские кони выносливые, сильные, умные. Идею их использования подал духовный наставник воинов из Башкирии Хамза-хазрат. Сначала мы отнеслись к ней с юмором, но затем пересмотрели своё отношение. Посмотрим, как будут лошади работать и, если всё будет нормально, в будущем увеличим поголовье до 10 коней. Ветеринар скоро вернётся из отпуска. Кормовая база на взводе обеспечения. Всё на моём контроле», — подчеркнул «Башкир».
В этот же день состоялось награждение двух бойцов медалью генерала Шаймуратова. Наградами были отмечены майор с позывным «Хан» и командир отделения автомобильной роты младший сержант с позывным «Марсель».
«Товарищи бойцы, награды вы заслужили своим ратным трудом, преданностью Родине и служением Отечеству. Уверен, что они будут не крайними в вашей работе. Мы достойно дойдём до Победы специальной военной операции», — обратился к воинам их командир.
«Передаю вам привет и слова благодарности лично от Главы Башкирии Радия Фаритовича Хабирова и от жителей республики. Ваш труд один из самых сложных. Знайте, что вы для всех настоящие герои. И это действительно так. Спасибо вам», — сказал награждённым Азат Бадранов.
На «Хана» равняются молодые бойцы. Воин обладает опытом службы в «горячей точке». Он в своё время служил в Таджикистане. «Башкир» рассказал, как он во время одного из боевых выходов спас своих товарищей. Но «Хан» не считает свой поступок героическим.
«Ничего выдающегося не сделал. Сработала интуиция. В тот день стоял густой туман. Понимал, что-то не то: не было слышно характерных звуков. Начал беспокоиться за бойцов. Они с моего батальона — кугарчинские и учалинские ребята. Потихоньку, прикрывая друг друга, они вышли за линию огня, откуда я и вывез их на машине в расположение нашего подразделения, — рассказывает „Хан“. — Есть такая профессия — Родину защищать. Она нас воспитала. Мы давали присягу и в тяжёлое для страны время не могли остаться в стороне».
«Однажды пришло понимание, что мы одна большая семья и надо беречь и поддерживать друг друга. Служим не первый месяц и за это время стали настоящими боевыми друзьями. Мои товарищи — водители „Фунтик“, „Ржавый“, „Винт“, „Хруст“, „Кеша“ постоянно рискуют жизнью и подвергаются опасности быть обстрелянными и взорванными. Но они продолжают изо дня в день вывозить с поля боя раненных, доставлять боеприпасы, продукты. И никогда не видел в них колебания», — говорит «Марсель».
Командир полка просит обратить внимание на двух бойцов из Стерлитамака. Их позывные «Худой» и «Хадар». Они из взвода разведроты, которую бойцы между собой уважительно называют янычарами. «Худой» и «Хадар» родные братья.
«Персональную повестку я получил на следующий день после объявления частичной мобилизации», — говорит «Худой».
«Как только узнал, что брат получил повестку, пришёл в военкомат, получил свою повестку и поехал вслед за братом», — добавил «Хадар».
«Для меня решение младшего брата стало неожиданностью. Из семьи то призвали только одного — меня. За него тревожусь всё равно, всегда думаю о нём. Вместе на боевые задания не ходим, только по очереди, чтобы не погибнуть вдвоём», — сказал «Худой».
«Горжусь этими парнями. Первым в полк прибыл „Худой“, позже „Хадар“. Братья добивались служить в одном полку. Они скромные ребята, улыбчивые, шутники. Но смелые и отчаянные, отваги им не занимать. „Худой“ служил в спецназе, „Хадар“ в ВДВ. Кстати, „Хадар“ на гражданке работал в барбершопе. Ему из Башкирии привезли профессиональные инструменты и теперь к нему воины обращаются постричься и подстричь бороды», — сказал «Башкир».
«Постарался показать всё, что мог. Теперь видите, как живут, служат мобилизованные из Башкирии. Работы очень много, причём не только на передовой, но и в расположении. Приходится копать, рыть, пилить. Понимаете, во всей этой работе, которую делают бойцы, самое главное не то, что мы построили, потратили время и силы и потом приходится всё это оставлять, продвигаясь вперёд. А то, что люди накапливают опыт. И на новых рубежах всё то же самое будет происходить, но быстрее и с наименьшими затратами. А двигаться мы будем — вперёд и только до полной Победы», — отметил «Башкир».