Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Как осознать архетипы наблюдаемой культуры?

В разных своих работах К.Г. Юнг дает разные по форме, но сходные по содержанию определения понятия «архетип». Если отвлечься от разнообразия форм определений этого понятия и обратить внимание на наиболее общий смысл перевода этого слова с греческого на русский – это будет просто «первообраз» или «образец».

Архетипы представлены в мифологии и народном творчестве (народные сказки, песни, орнаменты и т.д.). Они так же проявляются в сновидениях, мыслях, чувствах, философских идеях, мечтах людей. То есть, архетипы являются первообразами или образцами мировосприятия, мышления, поведения.

При этом можно выделять общечеловеческие архетипы и архетипы свойственные конкретному народу.

Общечеловеческие архетипы выражены в общих для всего человечества понятиях (наблюдаемых у вех народов планеты), таких, как: Бог, Дух, жизнь, смерть, жизненная сила, любовь, свобода, правда, справедливость и т.п.

Архетипы свойственные каждому конкретному народу включают как общечеловеческие архетипы, так и архетипы, отличающие данный народ от других народов. При этом, к архетипическим особенностям народа относится так же иерархия и формы проявления общечеловеческих архетипов. Так, например, общечеловеческий архетип семьи есть у всех народов, но у разных народов этот архетип может занимать разное положение по отношению к другим архетипам (к архетипу государства свободы, материальной выгоды и т.п.). Также архетип семьи у разных народов может иметь культурные особенности, связанные с формой брака, традициями ухаживания, отношений в семье и т.д. Все такие народные отличия первообразов имеют адаптивное значение и, в целом, составляют «культурный код» народа.

Термин «культурный код» последнее время часто применяется в различного рода аналитике социальных процессов. Именно «культурный код» дает понимание поведения человека или народа, которое проявляется своеобразным (свойственным именно этому народу) способом.

По определению публициста и литературного критика Сергея Борисовича Переслегина, «культурный код» - это алгоритм действий в различных ситуациях, прежде всего критических. Критические ситуации – это ситуации угрожающие жизни, здоровью и социальному статусу. С.Б.Переслегин считает, что культурный код при этом опирается на национальный архетип, формируется на некоторой территории, среди некоторой социальной группы и императивно этой группе вменяется. Культурный код рассматривается С.Б.Переслегиным в зависимости от трех основных параметров:

  • География;
  • Язык;
  • История.

При этом, история рассматривается не вся, а рассматриваются импринтные события – то есть, те события, которые сделали данную культуру такой, какая она есть. Импринтинг в переводе с латинского – «запечатление». Соответственно, под импринтным событием имеется в виду такое событие, которое произвело запечатление определенного опыта народа, это событие народ помнит и поступает по образу действия, определяемому этим событием. Этот образ действия и входит в национальный культурный код в качестве одного из национальных архетипов (национальных первообразов, национальных образцов поведения). Например, победа СССР в Великой Отечественной Войне запечатлела это событие в представлении советского народа о себе, как о народе победителе. То есть, можно сказать, что победа в Великой Отечественной Войне является проявлением общечеловеческого архетипа победы, и в то же самое время, это конкретное историческое событие представляет собой особенность народного архетипа победы над фашизмом.

Представление народа о себе включает образы не только объективной реальности (как победа в какой-то конкретной войне, первый полет в космос и т.п.), а и образы субъективной реальности, отраженной в народной мифологии. Для представления людей о себе важно не только, каким было объективное историческое событие, но и каким это событие представлено в субъективном психическом пространстве. В регуляции поведения человека принимает участие именно эмоциональный образ героя. С этой точки зрения, важно не столько, каким был в реальности Илья Муромец или Василий Чапаев, сколько какой пример для подражания дает этот герой человеку. Поэтому, в импринтные события нужно включать и события происходившие в народном творчестве (в былинах, сказках, легендах, пословицах, поговорках, песнях, народной живописи, анекдотах, и т.п. ).

Таким образом, чтобы осознать и понять архетипы какой-либо наблюдаемой культуры, нужно посмотреть:

  • на географию этой культуры и понять, как и почему на данной территории сформировались такие, а не другие формы поведения, система ценностей, традиции, способы решения жизненных задач в критичных для жизни ситуациях;
  • на общность языка, как способа взаимопонимания и мышления людей;
  • на исторические (в том числе и мифические) события формирующие представление представителей данной конкретной культуры о себе.

Литература

  1. Аджи Мурад. Полынь Половецкого поля. — М.:«Издательство АСТ», 2006. – 379 с.
  2. Балуев П.Б. Споры о судьбах России: Н.Я.Данилевский и его книга «Россия и Европа». – М., 1999.
  3. Баскаков Н.А. Русские фамилии тюркского происхождения – М.: «Наука», 1979. - 143 с.
  4. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. – М.: «Мысль», 1989.
  5. Дружинин А. Г. Идеи классического евразийства и современность: общественно-географический анализ. — Ростов-на-Дону; Таганрог : Южный федеральный университет, 2021.
  6. Евразийская идея и современность / Под ред. Н. С. Кирабаева, А. В. Семушкина, С. А. Нижникова. — М., 2002.
  7. Евроазийский мир: ценности, константы, самоорганизация /Под ред. Ю. В. Попкова. — Новосибирск: Параллель, 2010. — 449 с.
  8. Иванов А. В., Попков Ю. В., Тюгашев Е. А., Шишин М. Ю. Евроазийство: Ключевые идеи, ценности, политические приоритеты. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2007. — 243 с.
  9. Трубецкой Н.С. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока. – М.: Директ-Медиа, 2015.
  10. Юнг К.Г. Практика психотерапии. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998 г.
  11. Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», «Канон+», 1998 г.
  12. Юнг К.Г. Архетипы и коллективное бессознательное. – М.: АСТ, 2020 г.

Автор: Скляренко Виктор Рамэссович
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru