Найти тему
История России

28 февраля 1814 года. Как одна ошибка командования может стоить сотен жизней простых солдат.

В предыдущей статье мы с вами рассмотрели события 28 февраля 1814 года, когда Наполеон с армией 20 000 человек двинулся к городу Реймс, освобождённому накануне русским корпусом под командованием генерал-адъютанта Сен-При. Наполеон желает взять реванш и отбить город.

И мы с вами продолжаем внимательно следить за развитием событий.

*

Случайное изображение. Источник: Pinterest.com
Случайное изображение. Источник: Pinterest.com

*

Как мы с вами заметили в предыдущей статье, к Реймсу также движется и французский корпус маршала Мармона 9 000 человек. Значит, всего у Наполеона на этом направлении 29 000.
Авангард французов, —
1-й кавалерийский корпус генерала Бордесуля, вскоре сталкивается с передовыми позициями пруссаков в окрестностях города Реймс.

Пруссаки, столкнувшись со значительно превосходящими силами французов, отошли «без единого выстрела». Командующий союзным корпусом генерал-адъютант Сен-При получил сведения о появлении французов у города, но посчитал угрозу незначительной, так как считает, что армия французов разгромлена у города Лан и серьёзных наступательных действий они не предпримут. Во всяком случае, считает Сен-При, его сил хватит для отражения любого удара французов. Кроме того, Сен-При несколько расслабился после своей блистательной победы по взятию города Реймс накануне, и сейчас получает поздравления «со всех сторон» и «почивает на лаврах».

Вот и сегодня с самого утра Сен-При отправился в храм, ведь там собрались его соотечественники — роялисты, чтобы поздравить его с победой. Такое «важное» событие Сен-При никак не может отменить.

А французская кавалерия Бордесуля уже рядом. Сходу ворвалась в деревню Орм, что в пяти километрах от центра Реймса. Учитывая, что Реймс крупный город, Бордесуль уже совсем рядом, вот-вот появится в пригородах.

Заняв Орм, кавалерия Бордесуля, не теряя ни минуты, несётся далее по дороге к Реймсу. Два прусских батальона, совершенно расстроенные неожиданным появлением неприятельской кавалерии, заняли круговую оборону на местном кладбище. Вскоре батальоны оказались совершенно отрезанными от своих и окружены.

Кавалерия Бордесуля ускакала далее к Реймсу, а пруссаков окружила подошедшая французская пехота дивизионного генерала Рикара Сильвестра.

Французы, не желая терять бойцов, посылают к пруссакам парламентёра. Тот передал требования французов.
Командир одного из батальонов пруссаков с волнением, чуть трясущимися руками, распечатал пакет и прочитал сначала про себя, но потом, поняв, что скрывать здесь нечего, прочитал вслух.

Французы предлагают жизнь каждому сдавшемуся солдату и офицеру. Если пруссаки не пожелают сдаться, то будут истреблены до единого. Выбор, как говорится, за вами.

Пруссаки, посовещавшись недолго, может быть четверть часа, выслали встречного парламентёра с ответом. Нужно заметить, что мнения пруссаков разделились и дискуссия, что делать дальше, была нешуточная. Кто-то из офицеров лез чуть ли не в драку, заявляя, что не сдастся и не сдаст своих солдат. Однако, его быстро успокоили. Погибать вот так «за зря» никто не хочет. И ответ пруссаков оказался однозначным. Они сдаются. Правда пруссаки попытались поторговаться, мол, мы сдадимся, но уйдём спокойно с оружием. Потом требование смягчилось до «уйдём без оружия». Но французские условия жёсткие. Капитуляция безо всяких условий и торговли. Вы, господа, не на базаре. И пруссаки понуро цепочкой поплелись в лагерь французов, кидая в кучу по пути свои ружья. Всех пруссаков построили и отправили колонной во французский тыл.

А французы тем временем внезапным нападением застали врасплох все части 2-го резервного корпуса под командование генерал-майора Ягова Фридриха Вильгельма, что занимают позиции в селениях по окраинам города Реймс.

Все до единого части Ягова оказались в окружении. Им также было предложено сдаваться безо всяких условий.
Иные приняли капитуляцию. Иные, решили погибнуть, но не сдаваться. Так одна из частей отошла к реке, солдаты все до единого разделись до белья и начали стирать вещи в реке, чтобы принять последний бой в чистом. Душераздирающее зрелище. Зима на дворе. Солдаты босиком, полураздетые, стирают в реке своё бельё, надевают его мокрое, холодное, но чистое, чтобы принять свой последний бой.

Кавалерия французы, поняв, что делают пруссаки, налетела стремительно и начала рубить всех подряд у реки направо и налево. Те большей частью не сопротивляются, но молятся, глядя в лица своим убийцам. Иные, не выдержав, бросились в ледяную воду в надежде спастись. Третьи построились в каре прямо в нижнем белье и босиком по снегу, отстреливаются, не желают вот так просто быть изрубленными. Река наполнилась окровавленными телами. Потекли густые кровавые разводы по реке. Крики раненых ужасные. Резня. Видимо, французы не желают брать пленных.

*

Сам генерал-майор Ягов едва успел выбежать из штаба, вскочить на свою неоседланную лошадь и сбежал в последний момент. Вслед ему полетели пули, но генерала не задела ни одна. Некоторые офицеры из охраны Ягова последовали за ним и также сбежали. Остальным не повезло: погибли или были пленены. Это разгром. Катастрофа. Солдаты погибли по вине командования. Вот как одна ошибка командования может стоить сотен жизни простых солдат. 2-й прусский резервный корпус практически перестал существовать в один день.

Сен-При в это время, получив сведения о разгроме Ягова, продолжает легкомысленно считать, что имеет дело лишь с партизанским набегом; город штурмовать французы, по мнению Сен-При, не осмелятся.

Что же. В следующих статьях, дорогие мои товарищи, мы с вами узнаем, что будет дальше. Пойдут ли французы на быстрый штурм города Реймс или увязнут в боях у города, и как будет действовать далее генерал-адъютант Сен-При. Это в следующих статьях, а на сегодня заканчиваем...

>А вот и следующая статья<, дорогие товарищи.