В 1993 году группа археологов под руководством Натальи Полосьмак проводила раскопки в урочище Укок, где располагался могильник Ак-Алаха-3. В ходе работы им удалось обнаружить удивительной сохранности мумию женщины примерно 25-30 лет. Её тут же назвали «Принцессой Укока» или «Алтайской принцессой» и наделили титулом прародительницы алтайцев. Спустя некоторое время генетики внесли свои коррективы в данный миф.
Урочище Укок
На стыке государственных границ четырёх стран – России, Китая, Монголии и Казахстана притаилось загадочное высокогорное плато Укок, которое алтайцы считают сакральным уголком, где обитают священные духи. По местным поверьям здесь располагаются врата, ведущие на небеса, и всякое негативное действие, произведенное людьми на этой территории, влечёт за собой соответствующие последствия для всего человечества.
В этом таинственном месте нельзя кричать, произносить ругательства и даже мыслить о плохом, поскольку этими действиями можно оскорбить могущественных духов.
Плато Укок принадлежит к так называемым «местам силы», где можно подзарядиться особой энергией. Неслучайно именно здесь сконцентрированы многочисленные могильные комплексы скифского периода, древние стелы и петроглифы – наскальные рисунки, большинство из которых до сих пор не исследовано.
«Алтайская принцесса»
Когда новосибирский археолог Наталья Полосьмак и её единомышленники приехали на алтайское плоскогорье Укок, перед ними предстал полуразрушенный курган. Для специалистов он представлял историческую ценность, а для военных насыпь, из которой в 1960-х годах во время конфликта с китайцами, они брали строительный материал, необходимый для возведения укрепрайона.
Приступив к научной работе, члены экспедиции обнаружили захоронение эпохи железа, а копнув глубже, наткнулись на более древний могильник, замурованный в линзе мерзлоты.
Он представлял собой имитирующий жилище лиственничный сруб, заполненный льдом. Аккуратно растапливая лёд, чтобы случайно не повредить археологическую находку, учёные обнаружили в этой посмертной избе шесть коней со сбруями и сёдлами, куски замороженного мяса из погребальной трапезы, предметы из меха и золота, сосуды, украшения.
Но главным сокровищем кургана Ак-Алаха-3 была украшенная кожаными аппликациями оленей длинная колода-склеп с двускатной крышей, в которой покоилась прекрасно сохранившаяся мумия женщины.
На теле молодой девушки, пролежавшей во льдах более 2 500 лет, были обнаружены четыре татуировки, характерные для представителей пазырыкской культуры Алтая. Они украшали обе руки и фаланги пальцев «Алтайской принцессы». Одна из них представляла собой перекрученное мифическое изображение оленя с клювом хищника, хвост и рога которого имели вид орлиноголовых грифонов, в других угадывались очертания священного козерога, снежного барса и барана.
На уложенную на бок со слегка подтянутыми ногами мумию была надета белая шёлковая рубашка, шерстяная юбка цвета бордо, войлочные носки, нитяной пояс и шубка. Весьма оригинально выглядел украшавший её обритую голову парик, состоявший из человеческих и конских волос, войлока, шерсти и декорированный деревянными фигурками птиц, золотой фольгой и длинным лепестком.
Фигура «Алтайской принцессы» была укрыта меховым покрывалом с растительными орнаментами.
По мнению историков, в том числе Вячеслава Молодина, её одеяние и способ захоронения свидетельствуют о том, что девушка принадлежала к зажиточным представителям среднего класса времён расцвета пазырыкского общества, в то время как шаманы Алтайского края настаивают, что она была прародительницей алтайцев.
«Белая госпожа»
Знахари и коренное население Алтая полагают, что названная археологами «Принцессой Укока» мумия является «Белой Госпожой» — хранительницей покоя и привратницей портала в подземное царство, стоящей на пути проникновения Зла из низших миров.
Алтайцы предпочитают именовать девушку из далёкого прошлого «Ак-Кадын», что в переводе означает «добрая», «искренняя», «честная», и соотносить её с персонажем народного эпоса богатыркой Очи-Балой.
Местные жители верят, что она обладала уникальными способностями и положением в обществе, поскольку её могила была обнаружена вдали от иных склепов, в то время, как достоверно известно, что пазырыкцы хоронили всех семейными кланами.
К тому же учёные выяснили, что с момента смерти «Белой госпожи» и до её погребения прошло около трёх месяцев. За это время из бездыханного тела вынули все внутренние органы, удалили мышцы и мозг, набили его травами, обмазали ртутным раствором и забальзамировали.
Генетическая экспертиза
В 1995 году антропологи при помощи специальной технологии по останкам черепа сумели воссоздать облик «Алтайской принцессы», и полученный результат отразили в трёх бюстах.
Один был направлен в московский Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, второй переслан Обществу национального возрождения Алтая, а третий передали музею Новосибирска.
В итоге перед потомками предстала девушка с немного массивной челюстью и крупными чертами лица, типичными для представителей европеоидной расы фино-угорского типа.
Это «открытие» опровергало теорию шаманов о том, что «Белая госпожа» приходилась прародительницей алтайцам, и до тех пор, пока не был произведён анализ ДНК, жители Алтая отказывались верить в правильность полученного изображения.
Однако генетическое исследование подтвердило догадки антропологов – найденная мумия принадлежала девушке европеоидной расы и не имела отношения ни к алтайцам, ни к пазырыкцам, которые по митохондриальным ДНК имели больше сходства с такими коренными малочисленными народами Севера как кеты и селькупы.
Кстати, в ходе углубленного изучения «Принцессы Укока» выяснилось, что причиной её смерти в столь раннем возрасте был рак молочной железы IV степени.
Погребать или не погребать?
После обнаружения мумия была извлечена из кургана и отправлена на изучение и хранение в Новосибирский Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. Однако сей факт вызывал негодование алтайцев, считавших, что их «Принцесса Укока» должна быть возвращена домой.
В 2012 году их требование было удовлетворено и специально для «Белой Госпожи» в Горно-Алтайске был возведён новый зал Национального музея имени Анохина с саркофагом, внутри которого было установлено оборудование для поддержания и контроля допустимой влажности воздуха и температуры.
Но и после этого часть алтайского общества осталась недовольна, поскольку считала, что мумию необходимо обязательно захоронить там, откуда она была извлечена. Это условие они мотивировали тем, что после вскрытия кургана и изъятия «Принцессы Укока», на Алтайский край постоянно обрушиваются природные катаклизмы: землетрясение, мощный град, наводнения.
Однако их чаяния пока не сбылись, и любой желающий может заглянуть в музей и познакомиться с «Алтайской принцессой».