Найти тему

Новый приказ внес ясность, на что имеют право инспекторы ГИБДД на дороге

В частности, инспектор может остановить машину только для проверки документов, не имея на это никаких дополнительных оснований

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Вчера, 11 июля, в силу вступил приказ МВД №264 («Порядок осуществления надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения»), который сменит административный регламент 2017 года, сообщает «Коммерсантъ».

История вопроса:

Кроме того, что инспектору запрещалось брать у водителя из рук вместе с документами деньги, ценные бумаги и иные «предметы», отныне нельзя «пользоваться средствами связи участников движения, за исключением случаев, не терпящих отлагательства».

Если водители при проверках попросят инспекторов показать документы о проведении рейдов, послуживших основанием для остановки, то в новом регламенте им предлагается ознакомиться с документами, «содержащими информацию ограниченного распространения», в подразделении ГИБДД или в отделении полиции. На месте сотрудник предоставлять эти данные не обязан.

В регламенте продублировали обязанность из закона о полиции, в случае ДТП сообщать близким родственникам жертв аварий информацию о больницах, куда направили пострадавших.

Прежде сотрудникам при разговоре с водителями предписывалось «воздерживаться» от «любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений», теперь это – «запрещено».

Старый регламент запрещал движение авто в случае, если инспектор обнаружил неисправности тормозов, рулевого управления, неработающие фары ночью или сломанные стеклоочистители во время осадков. Теперь сотрудник ДПС «вправе потребовать от водителя прекратить движение транспортного средства до устранения соответствующих неисправностей», при этом стоянка авто во время ремонта не должна создавать угрозу безопасности движения. Если возникли более мелкие неисправности, то водитель обязан устранить их на месте или следовать к месту ремонта «с соблюдением необходимых мер предосторожности».

Приказ №264 сохраняет за ГИБДД возможность вести скрытый надзор за движением, иначе говоря, дежурство на авто без цветографической схемы. Инспектора на «гражданских» машинах, как и раньше, будут следить за движением, фиксировать нарушения с помощью камер (при выездах на встречную полосу, проездах пешеходных переходов и т. д.) и передавать данные наряду ДПС на служебной машине, который «оформит» нарушителя.

Новых прав инспекторам порядок не предоставляет, а лишь расшифровывает для полицейских и водителей некоторые процедуры, описанные в законах, чтобы исключить конфликтные ситуации.

– В старом приказе из-за формулировок до конца не было понятно, может ли инспектор остановить машину только для проверки документов, не имея на это никаких дополнительных оснований. Теперь этот момент четко урегулирован: сомнений нет, такое право есть. То же самое – с отстранением от управления. Эта мера применяется при пьяном вождении, управлении без прав, при других грубых нарушениях ПДД. Она упоминается в КоАП, но нигде не расшифровано, как ее выполнять на практике. Новый приказ этот вопрос также снял. Теперь при отстранении от управления инспектор вправе требовать от водителя выйти из машины, а в случае неподчинения – оформить материалы по статье «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции», – сказал капитан ГИБДД в отставке, основатель общественного проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов.

С этого момента вступает в силу приказ МВД №426 от 21 июня 2023 года о порядке ограничения прав военнообязанных на управление автомобилем. Гражданин, не явившийся в военкомат в течение 20 суток со дня получения повестки, лишается права управлять транспортным средством, получать и менять водительское удостоверение.

В течение суток после формирования повестки в реестре информация об ограничениях на управление автомобилем вносится в федеральную информационную систему Госавтоинспекции, доступ к которой есть у всех сотрудников ГИБДД. Отметим, что действующим КоАП (ст. 12.7) предусмотрены санкции в случаях, если у водителя вообще нет прав или он лишен их по решению суда, - отдельное наказание за езду с «ограниченными» правами отсутствует. Каким образом будут наказывать уклонистов-автомобилистов, неизвестно, пояснений от властей не поступало.

Наложенное полицией ограничение может быть отменено только после внесения изменений в реестре воинского учета. Поводом для отмены помимо явки в военкомат станет также удовлетворенная жалоба автомобилиста, которому удастся доказать, что не обязан исполнять требование о явке.

Напомним, Государственная дума рассмотрит поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, которые касаются изменений правил исчисления сроков привлечения к ответственности за административные проступки, включая нарушения правил дорожного движения. LR