Финансовым организациям придётся возвращать клиентам деньги, если они допустили перевод денег на мошеннический счёт, который есть в специальной базе Банка России. Сделать это банк должен будет в течение 30 календарных дней после получения заявления от пострадавшего. Закон приняли в Госдуме.
Закон также предусматривает двухдневный «период охлаждения»: за это время банк не будет переводить деньги на подозрительный счёт, а о сомнительной операции он уведомит клиента. За эти 2 дня человек, который повёлся на мошенников, сможет одуматься и не подтверждать перевод.
Также банки будут должны отключать доступ к дистанционному обслуживанию тем клиентам, кто попался на выводе и обналичивании похищенных денег. Но это если информация о противоправных действиях поступила непосредственно от МВД. Сведения о так называемых дропперах банки сейчас получают из базы данных регулятора.
Закон вступит в силу через год после официального опубликования. За это время все ответственные стороны должны подготовить свои автоматизированные системы и бизнес-процессы.
Новая схема с обманом от «сотрудника ЦБ»
Кстати, мошенники повадились разводить россиян от имени регулятора. Новая схема заключается в приглашении на «личный приём в Центробанк». Аферисты усовершенствовали свою схему, в которой они представляются сотрудниками регулятора.
Теперь они не только звонят людям от имени Банка России — на это уже может мало кто повестись. Теперь мошенники ещё и отправляют на электронную почту сообщения с приглашением на личный приём в офис Центробанка.
«Помните, что Банк России по своей инициативе не приглашает граждан на личный приём, а его работники не звонят людям и не направляют никому копии каких-либо документов, не запрашивают персональные и банковские данные, не предлагают совершить операции со счётом», — призвали в пресс-службе Центробанка.
Ещё популярные уловки от мошенников
В целом обманщики стали ещё наглее. Многие аферисты сменили тактику и начали притворяться агентами известных финорганизаций. Раньше они создавали лишь сайты, внешне похожие на популярные бренды, а теперь дошли до того, что внаглую представляются представителями крупных организаций и навязывают псевдоуслуги.
По словам директора департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России Валерия Ляха, участились случаи, когда человеку звонит якобы представитель известной финансовой организации (чаще банка) и начинает предлагать услуги по инвестированию. Причём главная задача аферистов — вытащить у бедняги деньги до того, как он начнёт разбираться, кто вообще ему звонит.