В СССР суперталантливых детей было много, но в некоторых случаях суперспособности имели фатальные последствия. Неокрепшая психика не справилась с «взрослой» нагрузкой, что привело к психическим и физическим болезням, и, как следствие, ранней смерти.
Паша Коноплев ― программист
Паша родился в 1973 году в семье советских инженеров. Уже в три года мальчик мог решать сложные задачи по математике, в том числе и в уме, а в пять лет ― сам научился играть на пианино. Когда Паша пошёл в школу, его мама устроилась работать в местный НИИ. Она приносила домой книги по физике, всевозможные схемы, графики. Однажды Паша увидел принесённую мамой логарифмическую линейку, а уже через сутки, разобравшись самостоятельно со сложной темой, построил график логарифмической функции. Родители удивились, и отвели его на прохождение IQ-теста. Невероятно, но шестилетний ребёнок набрал 142 балла (для сравнения: у российского шахматиста Гарри Каспарова IQ равен 190 баллов, у физика-британца Стивена Хокинга ― 160 баллов).
Когда мальчику было восемь лет, он пошёл с родителями в кинотеатр, на фильм «Сталкер». Просмотрев сцену, где один из героев кидает в колодец камень, Паша сообщил маме, что глубина колодца, в соответствии со звуком падения, 33 метра. Ещё года через два Паша и мама разговаривали о Плутоне. Мама сказала, что солнце на этой планете светит максимум, как лампочка в 15 свечей. Но Паша не согласился, утверждая, что солнце на Плутоне видится, как 100-свечовая лампа, и даже доказал это расчётами.
Далее мальчика отдали в группу для одарённых детей в Астрономическом институте, где юный гений издал научный труд «Исследование переменных V1076 и V1077 Змееносца». В 15 лет он поступил в МГУ, по специальности связанной с кибернетикой и математикой, а в 18 лет ― пошёл учиться в аспирантуру.
Только вот чрезмерные умственные нагрузки не прошли даром. Неприспособленность к обычной жизни и неудачная влюблённость привели его к психиатрической лечебнице. В 29 лет, в 2002 году, он умер от тромбоэмболии, вероятно возникшей из-за неправильного лечения.
Надя Рушева ― художница
Родилась Надя в 1952 году. Она была весьма трудолюбивой, скромной и спокойной девочкой. Её художественный талант первым заметил дедушка, который, однажды показал родителям внучки Надины рисунки. Накануне он читал ей древнегреческие мифы, а уже на следующий день Надя изобразила лошадок-кентавров и других мифических персонажей из книги. Надин папа также был художником: он показал рисунки дочки своим коллегам, которые подтвердили, что ребёнок определённо талантлив.
В первом классе общеобразовательной школы Надя не расставалась с карандашами. Она создала серию из 36 картинок по произведению «Сказка о царе Салтане», позднее проиллюстрировала «Повести Белкина», «Медный всадник» и прочие. В 11 лет её иллюстрации напечатала газета «Пионерская правда», а через год была проведена первая выставка работ.
Весь СССР узнал о Наде: появилось множество поклонников творчества художницы, её приглашали на интервью для телевидения и радио. Но такое повышенное внимание тяготило девочку. В 12 лет, выйдя на сцену актового зала МГУ, она увидела сотни заинтересованных взрослых людей, неожиданно для себя испугалась, расплакалась и убежала. Наде было комфортно лишь наедине с альбомами да карандашами, ведь это её стихия и главная страсть.
В марте 1969 года Надя рассказывала папе, что планирует нарисовать картинки по мотивам «Войны и мира», «Мастера и Маргариты», разных произведений Блока, Некрасова, Есенина, Шекспира, Лермонтова, Грина. Но спустя сутки, 6 марта, девочка упала в обморок, пока собиралась в школу. В сознание она так и не пришла: врачи безуспешно боролись за жизнь Нади более пяти часов. По официальной версии, 17-летняя Надя умерла от кровоизлияния в мозг в этот же день.
Алеша Султанов ― музыкант
Алёша родился в семье музыкантов в 1969 году. Уже в два года он подбирал на слух на фортепиано знакомые мелодии, а с пяти лет ― сам сочинял музыку. Мальчика называли «вторым Моцартом» и пророчили фантастическую музыкальную карьеру. То, что ребёнок по-настоящему талантлив, его родители поняли, когда пятилетний Алёша нашёл ошибку в одной из партитур концерта Хиндемита (концерт папа мальчика репетировал к экзамену в аспирантуру).
Мальчика отправили в музыкальную школу имени Успенского. Уже в семь лет Алёша исполнил свой первый концерт на сцене ― Концерт №28 Моцарта с оркестром, потом ― поехал с гастролями по всему СССР. Через пару лет он сал студентом Московской консерватории и переехал из Ташкента в Москву. В 1986 году Алёше исполнилось 16 лет. В тот год он должен был участвовать в одном из самых престижных концертов в музыкальной сфере ― конкурсе имени Чайковского. Но за час до выступления Алёша сломал палец, неаккуратно прищемив его крышкой рояля. Тем не менее юноша не отказался от концерта: попросил у врача укол обезболивающего и успешно отыграл свою партию. Весь зал знал о случившемся и восхищался, но строгое жюри в финал Алёшу не пропустило, что стало для юного виртуоза буквально трагедией.
Успех же поджидал за границей, в США. В 1989 году Алёша победил в конкурсе Вана Клиберна. Восторженные американцы предложили фантастический контракт: на два года и 400 концертов. Алёша согласился. Только вот последствия плотного графика и постоянных перелётов из одного часового пояса в другой не прошли даром.
Однажды выйдя на сцену в апреле 1996 года в Токио, Алёша взял не ту ноту, и почувствовал, что пальцы плохо слушаются его. Юноша предположил, что перенёс микроинсульт, хотя врачи не подтвердили этого. К 2000 году он уже выглядел больным и измождённым: руки дрожали, под глазами тёмные круги. Позднее зафиксировали и инсульты, приведшие к слепоте на левый глаз и параличу левой половины тела. На концертах ему помогала жена, выполняя роль «левой руки». Алексей Султанов умер в 2005 году, не дожив до 36 лет.
Ника Турбина ― поэтесса
Ника родилась в 1974 году, в городе Ялта. У девочки была врождённая астма: до четырёх лет она сильно страдала, особенно ночью. Но однажды, проснувшись от удушья, девочка не заплакала, а попросила маму записать стих, который пришёл ей в голову. Позже Ника научилась писать сама, даже стала создавать целые самодельные сборники стихов. В 1983 году бабушка Ники показала стихи приехавшему в Ялту писателю Юлиану Семёнову. Он посодействовал тому, чтобы «взрослые» стихи девятилетней девочки-вундеркинда напечатали в «Комсомолке». Далее было публичное чтение в Доме литераторов, где Нику заметил Евгений Евтушенко, став её наставником и автором предисловия к первому сборнику стихов девочки. Сам сборник позднее был переведён как минимум на 12 языков. В 12 лет Ника участвовала в фестивале «Поэты и Земля», где заслужила главный приз «Золотой лев». Из поэтов СССР таких почестей удостаивалась только Анна Ахматова, на тот момент 60-летняя.
Но далее у девочки начался переходный возраст. Мать Ники вышла замуж и родила второго ребёнка. Юная же поэтесса стала писать реже, пребывала в депрессии, глотала таблетки, резала вены. Портрет 16-летней Ники опубликовали на обложке журнала Read, и её заметил известный психиатр Джованни Мастропаоло из Швейцарии. Он предложил девушке переехать в Европу, чтобы читать стихи его пациентам.
Только вот доктором двигали отнюдь не альтруистические побуждения. Ника вернулась из Швейцарии спустя шесть месяцев и призналась родным, что 76-летний Мастропаоло принудил её к сожительству и приучил употреблять алкоголь. Стихи больше не писались, попытки учиться во ВГИКе, а позднее в Московском институте культуры, были тщетны, депрессия и алкоголь не оставляли шансов.
Позже у неё появился любимый человек, но счастья не прибавилось. В 22 года Ника поругалась с ним и якобы «в шутку» выбросилась с пятого этажа. 12 операций и несколько лет реабилитационных мероприятий поставили девушку на ноги, но ненадолго. В 27 лет, в 2002 году, она вновь «упала» из окна, будучи пьяной. Спасти её врачам не удалось. Была версия, что Нике кто-то «помог» уйти из жизни, но чётких доказательств так и не нашлось.
Мой канал в Телеграме и ещё несколько интересных задач: