С легкой руки Никиты Сергеевича Хрущева и последующих «разоблачителей культа личности» Иосиф Сталин предстает эдаким тираном, который не только жесток, но и абсолютно неразборчив в методах работы с подчиненными. Но как же тогда ему удавалось в годы войны управлять страной, выдвигать на должности талантливых военачальников, функционеров? Как вообще удалось победить?
Показательным стал случай, произошедший с генералом Трофимом Ивановичем Танасчишиным. В самом начале 1943 года на стол к Верховному попала телеграмма. В ней командующий Сталинградским фронтом Андрей Иванович Еременко и член военсовета фронта Никита Сергеевич Хрущев требовали согласовать арест и суд над Танасчишиным. Ему вменялось неподчинение приказам и превышение служебных полномочий.
Впрочем, люди знакомые с истинным положением вещей еще тогда отмечали, что Трофим Иванович банально не угодил начальству. На одном из совещаний в штабе он не сдержался и не выбирая выражений указал Хрущеву на его полную некомпетентность в военном деле. Такого ему конечно же не простили.
Сталин прекрасно помнил Танасчишина еще командиром 36-го отдельного мотоциклетного полка под Москвой. Тогда его формирование блестяще проявило себя на можайском направлении и было удостоено гвардейского звания. Позднее, в такой же критической ситуации в августе 1942 года, будучи командиром 13-го танкового корпуса, Танасчишин фактически предотвратил немедленный захват Сталинграда с юга танковой армией Гота.
Наверное, Сталину на тот момент ничего не стоило отдать прямой приказ оставить в покое Танасчишина. Но надо понимать последовательность и сам склад характера лидера страны. Судя по всему, он прекрасно осознавал, что таким действием подорвет авторитет того же командующего фронта перед подчиненными. Такого в разгар войны допустить было никак нельзя и Иосиф Виссарионович нашел поистине «филигранный» выход из ситуации. Сталин направил в адрес Ватутина сообщение о том, что Танасчишин не его прямой подчиненный и его судьбу должно решать непосредственное начальство, однако он сам готов лично поручится за него.
Еременко и Хрущев были потрясены ответом, а Танасчишин избежал незаслуженной кары. Как вспоминал позже бывший военком Генерального штаба Фёдор Боков в своих мемуарах, Никита Сергеевич стал обвинять командующего фронта в том, что он выгораживает «провинившегося» генерала. На предложение лично переговорить о виновности Танасчишина со Сталиным Хрущев ничего не ответил.
Трофим Иванович продолжил свою службу: части под его командованием освобождали советскую Украину. К сожалению, до победы дожить ему было не суждено - он погиб в марте 1944 года у города Вознесенск, что под Николаевом. И всё же его история наглядно показала, что Сталин в своих решениях в большинстве своем руководствовался в первую очередь реальными делами людей, чьи судьбы вершил.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.