С 1 сентября 2023 года в России начнут действовать новые правила для цифровых платформ, таких как маркетплейсы и агрегаторы. Президент России Владимир Путин подписал соответствующий закон, который входит в «пятый антимонопольный пакет».
С 1 сентября 2023 года в России начнут действовать новые правила для цифровых платформ, таких как маркетплейсы и агрегаторы. Президент России Владимир Путин подписал соответствующий закон, который входит в «пятый антимонопольный пакет».
Цель закона – предотвратить злоупотребления доминирующим положением со стороны крупных цифровых платформ, которые могут оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров на рынке и затруднять доступ на него другим участникам. Для этого вводится понятие «сетевой эффект», то есть свойство товарного рынка, при котором потребительская ценность цифровой платформы зависит от количества продавцов и покупателей, совершающих через нее сделки.
Теперь Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России будет устанавливать наличие сетевого эффекта и оценивать возможности хозяйствующих субъектов, владеющих цифровыми платформами. Если доля совершенных сделок через цифровую платформу на определенном товарном рынке составляет более 35%, а выручка превышает 2 млрд рублей в год, то такая платформа будет признаваться доминирующей и не сможет злоупотреблять своим положением.
Кроме того, закон ужесточает контроль за сделками экономической концентрации на товарных рынках. С ФАС будут согласовываться сделки, цена которых превышает 7 млрд рублей.
Что это значит для бизнеса? С одной стороны, закон направлен на защиту интересов малых и средних предприятий, которые могут столкнуться с недобросовестной конкуренцией с крупными цифровыми платформами. С другой стороны, закон может повлиять на инновационный потенциал и развитие цифровой экономики в России, поскольку есть вероятность, что он ограничит возможности для инвестиций, слияний и поглощений в этой сфере.
По мнению депутата Госдумы Антона Горелкина, законопроект является довольно сбалансированным и не позволит цифровым площадкам злоупотреблять своим монопольным положением. Однако он не исключил, что в будущем может быть принят «шестой антимонопольный пакет», который распространит антимонопольное регулирование не только на платформы электронной торговли, а еще и на соцсети с поисковиками.