Советская власть вела непримиримую борьбу с религией, из-за чего из 848 дореволюционных храмов всех конфессий в Москве к 1987 году был открыт лишь 51 объект. Не все храмы сносились — многим придумывали новую функцию. Time Out узнал, как использовались религиозные объекты в Москве в советское время.
От крематория до цирка
Чаще всего закрытые храмы приспосабливали под склады, учебные помещения, архивы и фондохранилища. Но отдельные церкви получали уникальные функции. Так, в Введенском храме у Салтыкова Моста располагался вытрезвитель, а в церкви Серафима Саровского и Анны Кашинской — крематорий Донского кладбища.
Незабываемый по своей красоте храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках был отдан под репетиционный зал «Цирка на сцене». Репетиции с собаками и обезьянами довели памятник XVII века до критического состояния, но, к счастью, в 1960 году Рождественская церковь была полностью отреставрирована.
Говорящие палатки и азбука без буквы «Н»: как отметить День славянской письменности в Москве
Храмы, находящиеся на территории больничных городков, всегда имели особый статус. Церковь Димитрия Прилуцкого на Девичьем поле в советское время использовалась для проведения хирургических операций. Дмитровский храм послужил науке: в 1950-е годы в нем находилась лаборатория, где проводились первые опыты советских ученых по пересадке жизненно важных органов.
Производственные цеха
В условия форсированной индустриализации власти приспосабливали под производства даже то, что трудно представить себе в качестве цеха, — церкви и часовни. Нередко такие храмы обрастали новыми постройками, искажающими их вид до неузнаваемости. Внутреннее убранство полностью уничтожалось, росписи закрашивались.
Например, на территории Никольской церкви в Подкопаях обосновался завод «Полиэтилен», в храме Воскресения Словущего в Даниловской слободе делали зонтики, а в церкви Серафима Саровского в Кунцеве в разное время размещались заводы мебельной фурнитуры, пластмассовых изделий и даже автоматических ручек.
Русское узорочье и нарышкинское барокко. 5 скрытых жемчужин церковной архитектуры Москвы
Пожалуй, самый яркий отголосок «индустриализации» церквей — это Рождественский храм в Бутырской слободе. В 1935 году церковь передали заводу № 132 Глававиапрома, который был позже переименован в завод «Знамя». Для производственных нужд между колокольней и храмом был построен многоэтажный корпус, и религиозные строения оказались на разных улицах. Колокольню передали Русской Православной Церкви еще в 1998 году, а основной объем храма — лишь несколько лет назад, и он до сих пор больше напоминает нелепый производственный цех, нежели один из красивейших московских храмов XVII века.
Музыкальные и киностудии
Мало кто знает, что кукольные фильмы студии «Союзмультфильм» делались в церкви Спаса Преображения на Песках — это тот самый храм с картины «Московский дворик» Василия Поленова. А производство рисованных мультфильмов шло в перестроенном храме Николая Чудотворца в Новой Слободе. С Долгоруковской улицы сейчас можно увидеть пятиэтажное здание в стиле сталинского ампира, возведенное на месте храма XVII века. Однако наличие здесь религиозного объекта выдает не только название Пыхова-Церковного проезда, но и колокольня с трапезной, которые видны со стороны этого проезда. Лишь в 2017 году «Союзмультфильм» переехал в другое место, и Никольский храм был передан РПЦ. На восстановительные работы нужно много лет, поэтому сейчас эта церковь представляет собой любопытную смесь типично советского административного здания и православного храма.
Самый известный «Московский дворик»: история шедевра Василия Поленова
В храмах прекрасная акустика, и этим воспользовалась студия грамзаписи «Мелодия», расположившись в англиканской церкви Святого Андрея в Вознесенском переулке. Здесь записывались популярные музыканты и даже симфонические оркестры.
В лютеранском соборе Святых Петра и Павла делали диафильмы, а в храме Трех Святителей на Кулишках, который в разное время использовался под коммуналки и конторы, в 1980-х годах разместилась анимационная студия «Пилот» — первая негосударственная студия анимации в СССР.
Жилье
Жилищный кризис в Москве вынуждал превращать закрытые церкви в жилые помещения. Католический собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии разделили на четыре этажа, на которых поселили строителей и студентов училища механизаторов. Простым людям давали жилье прямо напротив Кремля — правда, в помещении церкви Софии в Средних Садовниках.
Московская готика: где в столице расположены шедевры готической архитектуры
В здании по улице Марксистская, 9 стр. 3 сложно угадать бывший старообрядческий собор Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке. По задумке архитектора этот храм копировал Успенский собор московского Кремля. Старообрядцами было собрано множество старинных икон, которые стали частью коллекции Третьяковской галереи после закрытия собора в 1935 году. Перестроенный и обезглавленный храм превратился в четырехэтажное здание общежития завода «Станколит». Однако изначальную функцию этого дома выдают полукруглая апсида и сводчатые потолки на первом этаже.
Концлагеря и тюрьмы
Территории бывших монастырей по всему СССР часто приспосабливали в качестве концлагерей, исправительно-трудовых лагерей и тюрем. Андроников монастырь стал одним из первых концентрационных лагерей для офицеров и контрреволюционеров. Концлагерь просуществовал здесь с 1918 по 1922 год, и ему на смену пришла колония для беспризорников. До войны в бывшей обители успели пожить рабочие завода «Серп и Молот» и поработать сотрудники наркомата обороны. В 1947 году сам Иосиф Сталин подписал постановление о создании в Андрониковом монастыре историко-архитектурного заповедника имени Андрея Рублева.
В стенах Иоанно-Предтеченского монастыря размещался концлагерь для политзаключенных и военнопленных, взятых в Гражданскую войну. В 1920-е годы здесь одновременно находилось до четырехсот заключенных. И хотя монастырь в 2000 году был передан РПЦ, о мрачных страницах его истории напоминает жуткое четырехэтажное здание бывшей тюрьмы, выходящее на беззаботную улицу Забелина.
От советской синагоги до Ступы Просветления. Нехристианские храмы Москвы
В 1918 году Новоспасский монастырь превратили в женскую тюрьму, среди заключенных которой недолгое время была дочь Л. Н. Толстого — Александра. Затем тюрьму преобразовали в исправительно-трудовой лагерь для уголовников и политзаключенных. В 1935 году территория монастыря была передана НКВД. Любое свободное помещение старались использовать под склад или жилье для семей милиционеров. По воспоминаниям очевидцев, люди жили в монастырских башнях и даже на колокольне. Сейчас здесь восстановлена монашеская обитель.