Автор Мария Иваткина
Банки теперь обязаны возвращать деньги клиентам, если они были похищены мошенниками. Для финансовых организаций это лишняя головная боль и затраты, для людей – какая-никакая защита. Но есть нюансы.
Госдума обязала банки возвращать гражданам похищенные с их счетов деньги. Оператор по переводу денежных средств будет обязан возместить сумму операции, совершённой без добровольного согласия клиента, в течение 30 дней после получения заявления клиента. «Абзац» разбирался, как это будет работать.
Масштабы обмана «социальных инженеров»
Главные враги вкладчиков российских банков – так называемые социальные инженеры, которые через манипуляции, запугивания, а в некоторых случаях даже гипноз уговаривают людей перевести деньги на «безопасный счёт».
Масштабы подобных хищений колоссальные – порядка трёх миллиардов рублей в квартал. Эта цифра всё время растёт, а «средний чек» кражи увеличивается. К примеру, в начале этого года 59-летняя преподавательница из Кузбасса поверила человеку, представившемуся сотрудником безопасности банка, и перевела ему более 14 млн рублей, из которых 4,2 млн – кредит под залог имущества.
Деньги назад женщина так и не получила. Во всех подобных случаях банки разводят руками, поскольку их клиент хотя и был введён в заблуждение, действовал добровольно: сам сделал перевод или сам предоставил коды подтверждения операций.
Что меняет закон
С принятием нового закона у потерпевшего появился шанс вернуть похищенные средства в том случае, если преступник уже «засветился», а счёт злоумышленника попал в специальную базу Банка России.
«Если счёт оказался в базе, то банк-отправитель обязан вернуть клиенту средства полностью. Если банк не возвращает средства, клиент может жаловаться на него в ЦБ, подавать исковое заявление в суд и так далее. Деньги, в конце концов, ему банк обязательно вернёт», – сказал «Абзацу» председатель комиссии по финансовой безопасности Совета Торгово-промышленной палаты России Тимур Аитов.
Кроме того, законом предусмотрены ещё два случая обязательного возврата средств.
- Если банк нарушил договор банковского счёта и не отправил клиенту полагающееся уведомление о сделанном переводе.
- Если клиент сообщил банку о компрометации своей карты (например, о том, что карта была утеряна), а банк всё равно перевёл с неё средства.
На возврат денежных средств клиенту банку отводится 30 дней в общем порядке и 60 дней – в том случае, если перевод был трансграничным.
Докажи, что не верблюд
На бумаге всё хорошо, но эксперты предупреждают о том, что при возникновении реальных ситуаций могут быть сложности. Вряд ли банки так просто захотят возвращать клиентам их деньги.
«Банк, например, скажет, что отправил уведомление, а клиент просто его не получил – «эсэмэска не дошла» и так далее. Кто тут будет прав – придётся разбираться. Во всех случаях, наверное, надо будет ставить в известность ЦБ», – продолжил Тимур Аитов.
Эксперт уверен: во многих случаях хищений «социальных инженеров» есть очевидная вина банков, поскольку они выполняют переводы по поручению злоумышленников, а не клиентов.
«Банк виноват в том, что сделал перевод на счета злоумышленников, даже если коды подтверждения операции у клиента выманили эти самые «социальные инженеры». Напомню, что в соответствии с этим договором банк обязан выполнять указания исключительно клиента. Поскольку он выполнил указание злоумышленника, он этим нарушил договор банковского счёта. И это нарушение не менее значимо, чем то, что клиент передал кому-то коды подтверждения операции», – сказал «Абзацу» Тимур Аитов.
Государственная дума приняла закон в трёх чтениях. На очереди – одобрение Совета Федерации и подпись президента. Закон вступает в силу через год после официального опубликования.