На эту тему мы вышли со своим клиентом. Этот зеленоглазый общительный подросток 13 лет, с модной причёской и спортивной фигурой встретил меня настолько приветливо и открыто, что я сразу поняла, что он очень старается.
Старается произвести впечатление, старается понравиться и заслужить от меня слова одобрения. И не потому, что это в его дефицитарных потребностях, а именно потому, что он знает, как это делать.
Дети - сверхадаптанты - это особая поведенческая категория людей, которые большую часть своей жизни играли роль спасателей или наблюдали эту роль у своей мамы, папы, бабушки или дедушки.
Артём официально не имеет отца, а в реальности этот человек живёт в соседнем с ним доме.
Игнор, который он получает от своего родителя придал мальчику небольшой характерный оттенок алекситимии. И эта эмоциональная холодность отразилась именно на отношении к учёбе. Он не понимает, зачем ему хорошо учиться, при этом природные данные психических процессов потрясающие - память внимание, скорость обработки информации, речь во всех ёё составляющих.
За время общения Артём много раз повторил, что он очень похож на своего отца, перечислил не только внешние сходства - Я ленивый , как отец, я ничего не добьюсь, зачем тогда тратить время и энергию на учёбу.
Я болею, как отец. Я игнорю, как мой отец.. .
Как и полагается этот ребёнок не хочет работать с психологом - незнакомой тётей. Психологом работает его бабушка, мамина мама. Но в семейно- ролевой модели бабушка - это не психолог и даже не бабушка. Она просит называть её Танюшей. Толи для компенсации непринятия возрастных изменений, то ли для компенсации отсутствия рядом надёжного партнёра.
В этой семье смешение ролевых моделей поведения привело к спутанности в иерархии отношений.
Артём не просто проживает кризис пубертантного развития. Он реально не понимает, кто он в этом пространстве.
Бабушка отобрала его новорожденного у мамы, которая родила Артёма без мужа. Танюша в тот период потеряла ребёнка. Мать и дочь выживали как могли - дочь после травмы брошенности любимым мужчиной и глубокой инфантильности. Мать после потери ребёнка, компенсировала этот трагический эпизод присвоением роли матери Артёма.
Она отселила дочь в новую квартиру, позволила ей получить блестящее образование, найти мужчину, выйти замуж.
Артём вернулся к настоящей матери в возрасте 6 лет. Кем он считал её всё детство - сестрой, мамой, любящим человеком, который жалел, когда Танюша ругала.
Работа по выстраиванию баланса и упорядоченности в семейно - родовой системе проходит поэтапно. Сейчас Артём составляет своё родовое дерево. Это ему понравилось. Ветвистое оно, красивое и ровное, как и положено быть растению. Корни - в земле, ствол прямой, а веточки к небу тянуться, а не гнуться под тяжестью непонятных двойных посланий от окружающих.
Продолжение истории следует. Все имена, уточнения изменены, конфиденциальность соблюдена.
психолог, психосоматолог
Яковенко Галина Анатольевна
Вайбер, Ватсап
89271287007 ( запись на консультацию только на сентябрь)
Автор: Галина Яковенко
Психолог, Специалист по психосоматике
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru