Размышляя о боевом пути 1-ой Казачьей Кавалерийской Дивизии Вермахта, невольно обращаешь внимание на то, что о тех преступлениях, в которых обвиняют его личный состав, нам известно, по большей части, со слов самого генерала фон Паннвица. И, ясное дело, это не мемуары, написанные где-нибудь на побережье. До побережья Гельмут Вильгельмович, как мы все знаем, не доехал, добровольно предпочтя гибель вместе со своими подчинёнными реальному спасению – ведь западные союзники Сталина вполне лояльно относились к тем военнопленным, кто не был обвинён в преступлениях против человечества. Тем более, если это были граждане Германии немецкого происхождения.
Красновцев - а именно по так называемому «делу красновцев» и проходил в Союзе генерал фон Паннвиц – никто в преступлениях против человечества не обвинял. В нарушениях УК РСФСР – да. Впрочем, командующему 1-ой Казачьей Кавалерийской Дивизией «шили» исключительно указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года № 39.
Ну, ясное дело - 58-ю, которая «измена Родине», контрреволюционная деятельность, шпионаж и так далее даже для Ульриха, тогдашнего председателя Военной Коллегии ВС, не имевшего юридического образования, как говорится, от слова «совсем», было бы абсурдно тут инкриминировать. Но сейчас я только о том, что большинство обвинений – что в 47-м, что сейчас со стороны коммунистов – построены, повторюсь, на показаниях самого генерала.
Из протокола допроса генерала фон Паннвица:
Вопрос: В совершении каких преступлений и преступных действий вы признаете себя виновным?
Ответ: …Я признаю себя ответственным за то, что начиная с осени 1943 года я руководил боями подчиненной мне дивизии против югославских партизан, допускал в зоне действия дивизии расправы казаков с мирным населением, выполнял преступные приказы гитлеровского верховного командования и циркуляры СС...
Даже любопытно, как кому-то пришло в голову, что профессиональный военный будет считать преступлением выполнение приказов командования? Впрочем, вопрос риторический, его стоило бы задать разве что тем, кто проводил следствие. Странно даже думать, будто боевой генерал – даже если бы вдруг решил признать вину – сформулирует всё подобным образом.
Показания эти получены в период 1945-46 годов. В Москве.
На допросах в НКВД.
Думаю, данный факт комментировать без надобности.
Но и забывать о нём не стоит.
Как, впрочем, и о том, что все те эксцессы, в которых обвиняют казаков, произошли в период ведения активных боевых действий.
Например, мы знаем об участии подчинённых Гельмута Вильгельмовича в антипартизанской операции «Brandfackel» (Зажигательный факел) в Югославии с 11 по 17 января 1944 года. Замечу, никто не отрицает и не одобряет военные преступления, если, конечно, они имели место быть в ходе выполнения боевых задач и оказались однозначно доказанными. Между тем, объективности ради, следовало бы помнить и о том, что в по официальным данным в Боснии и Герцеговине на тот момент действовало более ста отрядов сопротивления, и состав многих исчислялся тысячами вооружённых бойцов.
Вооружение это поставлялось преимущественно из Великобритании, как медикаменты и средства связи. Впрочем, Советы вниманием Народно-Освободительную Армию Югославии тоже не оставляли. Особенно в тот период, когда на Балканы была переброшена 1-ая Казачья Кавалерийская Дивизия, переформированная 25 февраля 1945 года в 15-ый Казачий Кавалерийский Корпус СС.
На приведённом выше снимке прекрасно видно – люди Тито это не крестьяне-партизаны. Это именно регулярная армия.
И операция «Зажигательный факел» проводилась против 4-ой Краинской дивизии НОАЮ, в состав которой входило три бригады общей численностью 4705 человек.
Эта дивизия перекрывала дороги от места под названием Градишка до города Баня Лука.
«Паннвиц был безжалостным командиром шайки кровавых мародёров. Слишком сильно сказано? Есть ли такой язык, чтобы выглядел слишком сильным для описания их деяний?»*
Я встречал данную цитату о генерале фон Паннвице со ссылкой на то, что это мнение профессионального историка.
Ну, что тут сказать?
Слова эти принадлежат Бэзилу Дэвидсону, журналисту и писателю, который в период II Мировой служил в британской разведке, в Управлении Специальных операций, отвечал за связь с отрядами Тито.
Впоследствии стал известен благодаря своим прокоммунистическим взглядам. Как историк специализировался исключительно на африканистике.
Думаю, какие-либо ещё пояснения излишни.
Ну, журналисты – журналистами. Их, бывает, переполняют эмоции.
Куда продуктивнее смотреть на факты.
Так вот, исходя из самого факта переформирования Дивизии в Кавалерийский Корпус СС многие автоматически считают служащих этого подразделения преступниками, несмотря на то, что в подчинении СС казаки пробыли всего около двух месяцев. И вот здесь, наверное, следует послушать самый авторитетный источник – Международный Трибунал.
Что же нам скажут в Нюрнберге по данному поводу?
«Рассматривая вопрос об СС, Трибунал включает сюда всех лиц, которые были официально приняты в члены СС, включая членов Общей СС, войск СС, соединений СС «Мертвая голова» и членов любого рода полицейских служб, которые были членами СС. Трибунал не включает в это число так называемые кавалерийские соединения СС».**
Коротко и ясно. Признавая виновными группу лиц, которые были официально приняты в члены СС, Международный Трибунал специально делает оговорку, что кавалерийские части – соответственно и 15-ый Казачий Кавалерийский Корпус – исключаются из числа тех, кто официально признан преступниками. Наверное, вряд ли кто-то станет возражать против того, что подобное решение было принято не зря, и основанием для него являлись рассмотренные в ходе заседаний документы и показания свидетелей.
Значит, не нашлось фактов, подтверждающих, что кавалеристы исполняли карательные функции. А вот факты участия в кровопролитных боях – имеются.
О сражении у Питомаче, где казаки на голову разбили подразделения Советской Армии, я уже писал.
Стоит вспомнить ещё и участие в боях у Балатонского выступа – там 4-ый Кубанский полк весной 1945-го атаковал болгарскую артиллерийскую батарею, в результате чего занял вражеские позиции и взял в плен 450 солдат противника.
Это был март – до капитуляции Германии оставалось менее двух месяцев.
Пожалуй, 15-ый Казачий Кавалерийский Корпус однозначно можно обвинить в том, что личный состав не пытался сдаться на милость победителя и дрался до последнего.
И когда выполнял приказы командования, и когда с боями прорывался в Австрию.
Данный момент однозначно доказан.
В завершение хотелось бы вспомнить и о том, что 22 апреля 1996 года главная Военная прокуратура реабилитировала генерала фон Паннвица. Реабилитация эта была спустя пять лет отменена. Между тем, весьма любопытно заявление от 1996 года.
« ...фон Панвиц в период Великой Отечественной войны являлся гражданином Германии, военнослужащим немецкой армии и выполнял свои воинские обязанности. Данных о том, что фон Панвиц или подчинённые ему части допускали зверства и насилия в отношении мирного населения и пленных красноармейцев, в деле не имеется».***
Поскольку материалы дела засекречены, оценить и попытку реабилитации, и её отмену мы не можем. Нам остаётся всего лишь принимать факты.
То, что профессиональными юристами, имеющими доступ ко всем имеющимся документам, подобное признание в своё время было сделано - общеизвестный факт. И что-то мне подсказывает - вряд ли потом могли открыться новые обстоятельства по этому делу.
P.S. Статья написана исключительно в информационных целях.
Русские и Третий Рейх. Почему наши соотечественники сражались на стороне Германии?
* Basil Davidson.
** Приговор Нюрнбергского Трибунала. НСДАП, Гестапо, СД, СС, СА.
*** Из решения Главной Военной Прокуратуры от 22.04.1996 года