Почему владение телом и владение велосипедом - это синонимы
Спасибо читательнице канала М3 за идею для этой статьи
Разумеется, говоря о "владении" велосипедом я имею в виду не юридический факт принадлежности. А то, насколько вы чувствуете свой велик и умеете обращаться с ним.
Казалось бы, что может быть проще велосипеда? Знай крути себе. Между тем, профессионалы прекрасно знают, что даже само по себе правильное педалирование - это целое искусство.
На самом деле, технических навыков, которыми в сумме может овладеть велосипедист, очень много. И зависят они, в первую очередь, от конкретной дисциплины: катаетесь ли вы по городу или на дачу, ездите гонки или веломарафоны, гоняете по пересеченной местности или по асфальту и т.д. В зависимости от ваших целей на первый план выходят совершенно разные навыки, которые отрабатываются в ходе самостоятельных тренировок или занятий с тренером. Это специфические квалификации.
Но есть и общие моменты - и их довольно много. Они зависят от нашего опыта и физических возможностей. Это общие навыки, которые обязательно пригодятся каждому велосипедисту независимо от его личных целей и предпочтений. И вот здесь очень важно чувствовать границы своих текущих возможностей и точки роста.
Вы уверенно переключаетесь, демонстрируете отличную реакцию, объезжая пешеходов на тротуаре - но спешиваетесь перед каждым бордюром? Стоит сосредоточиться на навыке прохождения препятствий.
Вы освоили контактные педали и не падаете на светофорах, но крайне неуверенно чувствуете себя в потоке машин? Поднажмите на теорию ПДД.
У вас хорошие скоростные качества, но систематически затекает спина и болят руки? Обратите внимание на посадку и экипировку.
И так далее.
Словом, речь пойдет не о фантастических трюках в духе Крисса Кайла или Витторио Брумотти, а о приемах владения собственным телом и велосипедом, которые сделают любые велопоездки более осознанными и комфортными.
Посадка и баланс
Это главная веха в понимании того, почему владение телом и владение велосипедом - неразделимы. Это, в принципе, одно и то же. Без первого второе недостижимо. И опорных моментов здесь два:
- велосипед должен быть правильно подобран по росту
- он должен соответствовать ваши целям
Остальное отрабатывается с опытом или тренером. Моментов много: грамотная развесовка, смещение велосипеда и корпуса относительно друг друга и т.д.
Переключение передач
Чудесная личная история. Одна моя знакомая отправилась в компании велосипедистов весело и расслабленно провести выходной на озере. Расстояние ерундовое - что-то около 20 км от города. Но для девушки поездка оказалась едва посильной - обратно она добиралась на такси, а кто и как доставил ее велосипед - история умалчивает. Это при том, что физически она человек развитый и сильный. Но, как выяснилось, понятия не имевший о необходимости переключения передач в подъемы.
История не единичная. Периодически мне задают вопросы типа - "а ты в горки пешком заходишь?" ("Горок" в ухтинском районе для новичка на МТБ хоть попой ешь). Делать мне больше нечего, меня велосипед везет. Это его прямая обязанность.
А ваша - освоить навык переключения передач.
Кстати, этот момент тесно связан с профилактикой быстрого износа звезд и цепи.
Эффективное педалирование (для шоссеров)
Да-да, это то самое, почему появились контактные педали и такая же обувь.
Все очевидно - "толкательным" мышцам (квадрицепс и ягодицы) ног - когда вы опускаете ногу - начинают помогать "тягательные" (икры и бицепс бедра) - когда вы ее поднимаете. Нюанс в том, что вы можете делать это осознанно.
Насколько равномерно распределяется нагрузка во время кручения педалей, во время домашних тренировок на станке прекрасно продемонстрирует пауэрметр. В ряд тренировок плана Active Offseason, кстати, включены блоки кручения одной ногой. Поочередно - левой и правой. Офигительная практика доложу я вам: во-первых, вы "в прямом эфире" наблюдаете, как пляшет мощность вашего педалирования в зависимости от того, опускаете вы ногу или тянете вверх, во-вторых, вы наконец-то узнаете, какая из двух толчковая. Да, она сильнее.
Ускорение и подъем "стоя"
Если в положении сидя активную функцию педалирование отрабатывают исключительно ноги - изолированно от остальных мышечных групп тела - то как только вы встаете в седле, в счет идет распределение веса: теперь вы давите на педаль не только мышечной силой ноги, но и весом тела.
Стоит отметить, что определенный "энергетический подброс", увы, компенсируется двумя существенными отрицательными моментами: во-первых, если ваша техника педалирования стоя несовершенна - вы потратите массу лишней энергии на ненужную раскачку (то есть в итоге устанете сильнее), во-вторых, многократно повысите давление на суставы. Не говоря уже о том, что в положении стоя говорить о какой-либо аэродинамике не приходится и вовсе - сопротивление воздуху в таком положении максимально.
Тем не менее, в краткосрочной перспективе прием хороший и полезный, позволяющий аккумулировать финишное усилие или подъем.
Лучший совет от тренера, который меня поначалу сильно обескуражил, звучал так: меньше тренируйся - больше катайся.
И тем не менее.
Все главные навыки владения велосипедом, которые я усвоила, стали результатом не теории, но практики.
Прыгать через препятствия на шоссейнике я научилась на Кипре. На скорости более 60 км/ч, на спуске, от полного отчаяния - когда другого вменяемого способа миновать растянутый через все дорогу шланг просто не было. Я заорала, сгруппировалась... и прыгнула. С отличным, надо сказать, запасом.
Второй раз, когда этот маневр спас мне, как минимум, руки-ноги, был на Волгадоне - когда в двух метрах впереди меня упал Олег и другого маневра, кроме как перепрыгнуть через него, у меня не было.
Ездить "без рук" оказалось намного проще чем я думала, когда в мой шлем на бревете пару лет назад постучалась невесть откуда взявшаяся летучая мышь. Хук левой и оглушающий удар правой отправили наглую морду на асфальт - по которому она пешком добралась до обочины подумать о своем поведении (а потом, видимо, эта тварь отправилась прямым рейсом в Ухань, и дальше вы знаете).
Грамотно тормозить (сначала передний, потом задний) с управляемым заносом я научилась, когда передо мной - опять же на спуске - справа выехала грузовая газель и расстановка сил на трассе была "ложись или откажись".
А какие приемы и навыки езды на велосипеде являются ключевыми для вас? Как вы научились тому, что умеете? Делитесь в комментариях!