Если не считать Искариота, то в Новом завете упоминаются сразу четыре Иуды. Первый – это апостол от двенадцати Иуда Иаковлев; второй – автор канонического Послания Иуды, который именует себя братом Иакова; третий – не вполне понятный Иуда, но, по всей видимости, апостол; четвертый – Иуда, брат Христа.
Согласно христианской традиции, это не четыре разных человека, а одно и то же лицо. Хотя, конечно, каких-либо реальных доказательств на этот счет нет. Таким образом, предполагается, что у Иисуса был брат по имени Иуда, который стал одним из его спутников и учеников и писал апостольские послания.
Помимо Иуды Искариота, среди двенадцати апостолов был только один носитель того же имени. Это Иуда Фаддей, он же просто Фаддей, он же Леввей, он же Иуда Иаковлев. Стремление его самого и других евангелистов прятать этого человека под прозвищами и псевдонимами обычно объясняют двумя причинами: скромностью самого Иуды, который не желал рассказывать чей он брат каждому встречному-поперечному, а также тем, что имя Иуда стало считаться «нехорошим» после предательства, совершенного его тезкой.
Насчет его имени/прозвища Иуда Иаковлев есть своеобразный пассаж. По идее, такая конструкция говорит, что Иуда должен быть сыном некоего Иакова, то есть, отнюдь не братом Христа. Традиционно этот факт объясняется так. После взросления своих сыновей Иосиф принял решение разделить землю, дабы каждый из них получил свой надел. Все сыновья воспротивились против того, чтобы тоже Иисусу досталась доля, и лишь Иаков был на его стороне. Иуда позднее раскаялся и был прощен Спасителем, но более называть себя его братом не смел. Поэтому он стал известен, не как Иуда бен Иосиф, а Иуда бен Иаков.
Поскольку утвердилось мнение считать деву Марию вечной девственницей, возникает вопрос: а был ли мальчик? Представители тех или иных направлений христианства на этот вопрос отвечают по-своему. Католики полагают, что Иуда был двоюродным братом Христа. Православные настаивают, что у праведного старца Иосифа имелись дети от первого брака.
Впрочем, есть еще и третий вариант. В Евангелии от Матфея 1:25 сказано, что Иосиф «…не прикасался к ней до тех пор, пока она не родила сына». Получается, что после рождения Христа между супругами была обычная семейная жизнь. Т.е., у Иисуса могли появиться полнокровные младшие братья и сестры.
Известно, что Иуда, кем бы он ни был, являлся одним из ближайших учеников Христа. При жизни брата он сопровождал его в путешествиях, а после распятия и воскресения проповедовал благую весть как на территории Иудейского царства, так и за его пределами – например, в Месопотамии, Аравии и Ливии.
Несмотря на то, что Григорий Просветитель крестил Армению и ее царя в 301-м году, апостолы Иуда Фаддей и Варфоломей считаются первыми, кто принес в эту страну христианство. Поэтому брат Христа традиционно считается основателем и покровителем армянской церкви. В этой же стране язычники отправили его на тот свет.
Гегезипп, Евсевий и Епифаний Саламинский, христианские писатели первых веков нашей эры, упоминают, что у брата Христа имелось значительное потомство. Якобы, во время своего правления его внуков призвал к себе римский император Домициан, который хотел избавиться от рода иудейского царя Давида, чтобы окончательно умиротворить евреев.
Домициан поинтересовался, чем они зарабатывают на жизнь и сколько у них денег. Оказалось, что у этих людей нет ни золота, ни серебра, а лишь только небольшой земельный участок и они живут плодами своего труда. Когда внуки Иуды показали мозоли на своих руках, император убедился, что они не представляют опасности и отпустил их.
В дальнейшем эти люди занимали важное место в христианской церкви, но большинство лишились жизни во время гонений Траяна. Правда, некий Иуда Кириак, правнук Иуды, брата Иисуса, в середине 2-го века был последним этнически еврейским епископом Иерусалима.