Найти тему
Okko

Очень темные дела: 10 неонуаров, определяющих жанр

Неонуар появился в 1970-х годах прошлого века как реакция кинематографистов на депрессивный период истории. Уотергейтский скандал, затяжная вьетнамская бойня, нефтяной и последовавший за ним энергетический кризисы — список разочарований длинный. Став переосмыслением классического «черного фильма», где главной фигурой был ловкий и героический частный детектив, неонуар убивает романтику образа. Теперь во главе угла стоят паранойя, душевная пустота и господство плохих парней. Выбрали 10 знаковых неонуарных историй, разбросанных по ленте времени.

Кадр из фильма «Драйв», реж. Николас Виндинг Рефн, 2011
Кадр из фильма «Драйв», реж. Николас Виндинг Рефн, 2011

«Перекресток Миллера»

-2

«Перекресток Миллера» — важное произведение в фильмографии братьев Коэн. Культовые постмодернисты взяли традиционный нуарный сюжет о гангстерах времен сухого закона, разобрали его жанровые элементы и перековали в балладу о дружбе и этике. В итоге один из самых нетипичных гангстерских фильмов в истории кино получил приз за режиссуру фестиваля в Сан-Себастьяне и попал в список 100 лучших картин журнала Time с момента появления издания.

Герой «Перекрестка» Том Рейган (Гэбриел Бирн) на первый взгляд кажется ушлым гангстером, приспособленцем, который балансирует между двух огней мафиозных боссов. Он играет то в одной команде, то в другой, подставляя всех, кто мешает ему выйти сухим из передряги. Но благодаря актерскому мастерству Бирна и тонкости Коэнов не покидает ощущение, что перед нами славный парень, не растерявший моральные ориентиры в условиях Великой депрессии. Так, герой Бирна запоминается тем, что он из благих побуждений «надувает» не только боссов, но и зрителя.

«Малхолланд Драйв»

-3

«Любовная история в городе снов» Дэвида Линча ломает умы миллионов уже более 20 лет: то ли визуализация морока, то ли зацикленный репортаж из параллельной реальности. Изначально «Малхолланд Драйв» задумывался режиссером как сериал. Первые два часа фильма — пилот, позже докрученный Линчем до полнометражной картины.

Запутанная картина располагает к тому, чтобы после просмотра зрители долго спорили о сюжете и предлагали свою «правильную» версию. Девушка (Лаура Хэрринг), предчувствующая собственную смерть, за секунду до нее попадает в аварию, в которой гибнут двое ее убийц, а сама она теряет память. Она встречает начинающую актрису Бетти (Наоми Уоттс) и представляется Ритой. Новоиспеченные подруги ищут в сумраке Голливуда ответы и надежду на яркое будущее, а находят лишь грустное настоящее и еще больше вопросов.

«Подозрительные лица»

-4

Говоря о «Подозрительных лицах», приходится уворачиваться от спойлеров, как от пуль. Ведь весь сюжет этого неонуара строится на приеме «ненадежный рассказчик», и малейшее проявление надежности в данном случае испортит всё впечатление. «Подозрительные лица» стали классикой, как только появились на свет, и наряду с триллером Дэвида Финчера «Семь» принесли Кевину Спейси всемирную известность и премию «Оскар» в придачу.

В картине Брайана Сингера действие разворачивается в полицейском участке, где агент Дэйв Куйан (Чезз Палминтери) допрашивает одного из двух выживших свидетелей взрыва на корабле — частично парализованного невзрачного мужчину по кличке Болтун (Кевин Спейси). Болтун рассказывает историю о том, как он и четверо других преступников были наняты неизвестным, чтобы провернуть рядовой грабеж. Все мужчины — пешки в игре влиятельного гангстера, остающегося в тени. И агент Куйан пытается выйти на след неуловимого криминального гения.

Смотреть в Okko

«Драйв»

-5

Днем Водитель (Райан Гослинг) работает каскадером и механиком, а ночью он перевоплощается в молчаливого перевозчика сомнительных личностей, задумавших провернуть нелегальное дело. Его правила просты: он не называет своего имени, никогда не помогает одним и тем же людям дважды, не берет в руки оружие и ждет клиентов ровно пять минут, не больше и не меньше. Однажды в его жизни появляется женщина (Кэри Маллиган), и, ощутив в сердце теплоту, Водитель нарушает собственные правила.

Культовый фильм Николаса Виндинга Рефна практически в одиночку вернул в моду неон, синтезаторную музыку и молчаливых героев. Датский режиссер собрал с «Драйвом» целый ворох наград, но главным достижением, конечно, стал приз за лучшую режиссерскую работу на 64-м Каннском фестивале. Секрет фильма — в синтезе полумифического главного героя и порочной реальности. Водитель прекрасно понимает, что ему не место в мире людей, тем не менее поддается искушению любви и платит за это соответствующую цену.

Смотреть в Okko

«Немой»

-6

«Немой» Дункана Джонса («Варкрафт», «Луна 2112») незаметно пролетел под зрительскими радарами и канул в небытие. А между тем это отличный неонуар с примесью киберпанка, в сущности, технонуар. Фильм рассказывает историю немого бармена Лео (Александр Скарсгард). Когда-то в детстве он повредил горло, а религиозная мать отказалась от несложной операции. С тех пор Лео уже 30 лет молчит. Место действия — Берлин 2035 года, сверкающий неоном и провонявший беспределом нижнего мира.

Подруга Лео стриптизерша Надира (Сейнеб Салех) пропадает, оставляя немого бармена в недоумении и со стареньким сотовым. Между тем в городе объявляются таинственные хирурги, делающие незаконные кибернетические операции, в исполнении Пола Радда и Джастина Теру. В поисках возлюбленной Лео погружается на грязное берлинское дно, где темные делишки — скучная рутина для криминальных старожилов.

Смотреть в Okko

«Врожденный порок»

-7

Что будет, если два Томаса объединят творческие силы? На свет появится самый запутанный, печальный и одновременно невероятно смешной фильм минувшего десятилетия. «Врожденный порок», роман одного из главных литературных постмодернистов Томаса Пинчона, воплотился на экране силами одного из последних модернистских авторов в мировом кино Пола Томаса Андерсона.

На дворе пропитанные легкими наркотиками и произволом властей 1970-е. Ларри «Док» Спортелло (Хоакин Феникс) — лучший частный детектив Города ангелов — виртуозно ведет сразу несколько дел, не выбираясь из дыма марихуаны. Любовь всей его жизни (пусть и временно бывшая) Шаста (Кэтрин Уотерстон) объявляется в доме Дока с просьбой предотвратить похищение богатого застройщика и спустя время пропадает сама. А дальше сюжет напоминает закручивающийся спиралью галлюциногенный снежный ком событий, лиц и происшествий.

«Город грехов»

-8

Однажды один из главных авторов графических романов Фрэнк Миллер сошелся с отчаянным режиссером Робертом Родригесом, и этот безумный дуэт явил миру, возможно, самый стильный кинокомикс в истории. «Город грехов» — экранизация одноименной серии комиксов Миллера. Здесь вечно льет дождь, женщины красивы и коварны, а полицейские и политики сплошь продажны и злы. И в этом городе есть лишь несколько настоящих героев, скрывающих благородство под безобразным лицом или неоднозначным ремеслом.

Фильм состоит из четырех новелл, которые перекликаются между собой местом действия и некоторыми персонажами. Сюжеты — традиционные для нуара: молчаливые мужчины спасают женщин в беде, сталкиваются с роком и предательствами, побеждают и жертвуют собой. События эти оформлены в черно-белое визуальное великолепие, изредка расцвеченное яркими акцентами, в основном на крови или губной помаде.

Смотреть в Okko

«Помни»

-9

Леонард Шелби (Гай Пирс) страдает от нарушения кратковременной памяти. Из-за травмы в голове Леонарда ничего не задерживается дольше пяти минут. Поэтому вся его жизнь — записки, татуировки и полароидные снимки с пометками. Только благодаря им Шелби хоть как-то контролирует воспоминания. Проблемы с памятью сильно осложняют герою Пирса поиск убийцы жены. А люди, окружающие Леонарда, хоть и оказывают ему помощь, но вызывают постоянное недоверие.

«Помни» — второй фильм Кристофера Нолана и, конечно, снят не без выдумки. Картина поделена на черно-белые и цветные сцены и разворачивает сюжет в обратном хронологическом порядке. Этот прием использован неспроста: Нолан запечатлевает состояние человека с нарушением памяти и тем самым помещает зрителя на его место. Удалось ли это режиссеру в полной мере — вопрос открытый, однако, картина точно стала классикой неонуара, и по сей день сюжетные ходы удивляют изобретательностью.

Смотреть в Okko

«Ограбление казино»

-10

Третья работа Эндрю Доминика — давящий, мрачный неонуар о криминальных разборках в разгар мирового финансового кризиса 2008 года. Если бы Гай Ричи провел выходные в глубочайшей депрессии в подвале у Мартина Скорсезе, а телевизор перед ним безостановочно крутил все выпуски «Криминальной России», то «Ограбление казино» вполне могло бы стать итогом такого уикенда.

Трое мелких бандитов грабят подпольное казино, принадлежащее мафии. Дело проходит быстро и успешно: доморощенные преступники считают барыши, тогда как мафиозные боссы требуют крови. Пролить ее отправляется профессионал своего дела Джеки Коган (Брэд Питт) — хладнокровный киллер с философским складом ума. Коган знает, где искать, умеет ловить момент и никогда не поколеблется нажать на спусковой крючок. Фильм является вольной экранизацией романа мастера криминальных драм Джорджа Хиггинса — общая концепция сохранена, а антураж адаптирован под пессимистические реалии конца 2000-х годов.

Смотреть в Okko

«Стрингер»

-11

Скользкий, хитрый и ужасно неприятный тип Луис Блум (Джейк Джилленхол) постоянно в поиске заработка; его девиз: «Если хочешь выиграть в лотерею, заработай деньги, чтобы купить билет». Он находит нишу в продажах видеоматериалов с мест ДТП или преступлений на новостные каналы — таких людей называют «стрингерами». Блум покупает профессиональное оборудование, полицейскую рацию и ночь за ночью рыщет по улицам в поисках горячего материала. Луис — настоящий социопат, которого не заботят вопросы этики: чем экстремальнее будут кадры, тем востребованнее будет его материал.

«Стрингер» — дебютная работа Дэна Гилроя, сценариста, ответственного за недавний хит Disney «Андор». В фильме Гилрой исследует момент, когда страсть к делу перерастает в маниакальное исступление, не позволяющее остановиться даже под страхом нарушить закон. Джейк Джилленхол перевоплотился в ушлого журналиста с пугающей убедительностью: жилистый (для роли актер сбросил 15 кг), с острыми чертами лицами и безумными глазами. Джилленхол представлял своего героя голодным койотом в поисках падали и реализовал образ безукоризненно.

Смотреть в Okko