Найти тему

Самые любимые учителя в советских фильмах

Иногда советские фильмы о школе создавали какую-то параллельную вселенную, не имевшую ничего общего с тем, как мы учились, а иногда показывали школу такой, какая она была. Или какой мы хотели ее видеть. Давайте вспомним наших самых любимых киноучителей.

Анастасия Георгиевская, Жанна Прохоренко и Игорь Пушкарев в фильме "А если это любовь?", 1962
Анастасия Георгиевская, Жанна Прохоренко и Игорь Пушкарев в фильме "А если это любовь?", 1962

В современной школе давно отменена единая форма. Ученики откровенно хамят учителям, повышают на них голос, даже поднимают руку, чего мы не могли себе представить в самых смелых фантазиях. При этом у педагогов нет никаких инструментов воздействия на учеников - выгнать из школы почти невозможно (учить обязаны по закону), оставить на второй год тоже, а разговоры с родителями, которые прежде так пугали нас возможностью получить ремня, могут закончиться печально для самих педагогов. Папы и мамы сегодня часто бывают неадекватными. Своих учителей мы боялись, обожали или недолюбливали, но всегда относились почтительно. И все же у каждого были любимые педагоги, память о которых сохранилась на всю жизнь. Наверняка имелись такие и среди героев прекрасных советских фильмов. Кстати, интересно, каким учителем в школе была Надя Шевелева (Барбара Брыльска) из культового фильма Эльдара Рязанова? Узнать это мы уже не сможем, но зато нам по силам вспомнить других классных педагогов.

Елена Проклова и Марина Левтова в фильме "Ключ без права передачи", 1976
Елена Проклова и Марина Левтова в фильме "Ключ без права передачи", 1976

Марина Максимовна - "Ключ без права передачи", 1976
Увы, с таким учителем мне встречаться в школе не приходилось, это большая удача и редкость. Героиня
Елены Прокловой смогла подобрать ключ к сердцу учеников своего класса, установив удивительно искренние, доверительные отношения. Она отошла от традиционной схемы "учитель-ученик" куда-то на позицию старшей сестры или взрослой подруги. И класс платит ей тем же, хотя и тут возникают нормальные для таких коллективов проблемы, включая ревность, выяснения отношений, интриги и предательства. Конечно, немало помогает и то, что между десятиклассниками и учительницей небольшая разница в возрасте - вероятно, около 7-8 лет. Фильм Динары Асановой упрекают в том, что там создан идеальный класс. Мол, не бывает коллективов в школах, где учатся сплошь уникальные и талантливые дети. Да и саму главную героиню обвиняют в нетерпимости к своим коллегам. Но я уверен, что с возрастом это ее качество смягчится, а вот умение выстраивать личные отношения с ребятами останется. Потому что это и есть настоящий педагогический талант.

Евгений Весник в фильме "Приключения Электроника", 1980
Евгений Весник в фильме "Приключения Электроника", 1980

Семен Николаевич - "Приключения Электроника", 1980
После исполнения роли учителя математики Таратара в трехсерийном фильме "Приключения Электроника"
Константина Бромберга артист Евгений Весник стал получать письма от детей. Они сообщали ему, что в их школах математику преподают злые и нехорошие дяди и тети, а им бы очень хотелось, что уроки вел Семен Николаевич. И это понятно - Веснику удалось создать один из самых добрых, теплых, запоминающихся образов учителей, хотя его персонаж возникает почти что в эпизодах. Манеру речи Таратара артист позаимствовал у поэта Самуила Маршака, походку - у пингвина. В фильме симпатично выглядят и другие учителя, включая преподавателя пения (Роза Макагонова), учителя физкультуры (Николай Боярский) и даже самого директора школы (Майя Булгакова). Но Семен Николаевич с его манерой смешно аплодировать хорошему ученику - вне конкуренции. От такого и двойку получать не так обидно.

Маргарита Терехова в фильме "Расписание на послезавтра", 1978
Маргарита Терехова в фильме "Расписание на послезавтра", 1978

Антонина Сергеевна - "Расписание на послезавтра", 1978
Этот фильм
Игоря Добролюбова чуть ли не в последний раз поднял тему вечных споров между "физиками" и "лириками" в СССР. Маргарита Терехова играет учительницу литературы, которая приходит в физико-математическую школу. Вроде бы всем понятно - ее место, что называется, в десятом ряду, и ученики этой школы, как и почти все учителя, нацелены только на физико-математические реалии. Вряд ли сюда могли попасть дети из категории "гуманитариев". Но Антонина Сергеевна убеждает скептически настроенных к ее предмету учеников в том, что литература - это тоже серьезно, и для жизни человека она ничуть не менее важна, чем химия, физика или математика. Она добивается, чтобы рядом с портретами великих ученых в холле школы появились и классики литературы. Иметь учителя, который искренне любит свой предмет и умеет зажечь этой любовью даже самых равнодушных к нему детей - большая удача. К слову, в фильме вообще нестандартные, почти партнерские отношения между учителями и учениками, отчего смотреть ее особенно интересно.

Тамра Семина в фильме "Доброта", 1977
Тамра Семина в фильме "Доброта", 1977

Мария Николаевна - "Доброта", 1977
К сожалению, почти забытый ныне фильм
Эдуарда Гаврилова, в котором отображены очень запоминающиеся образы учителей и учеников. Тамара Семина играет учительницу литературы, оказавшуюся в стенах весьма любопытной школы. Местный директор Леонид Павлович (Леонид Неведомский) передал в руки хулиганов значительные полномочия, введя что-то вроде самоуправления. Он полагал, что таким образом сможет перевоспитать "рискованных" ребят, укрепить в них чувство справедливости и дисциплины. Получилось же что-то вроде стэндфордского тюремного эксперимента, в котором одним участникам произвольно доверили функции "охранников", а другим "зэков". Он быстро вышел из-под контроля - "охранники" проявили свои скрытые садистские наклонности, а у "зэков" после целой серии жестко подавленных бунтов появились признаки апатии и эмоционального разложения. Конечно, в фильме таких ужасов нет, но нечто схожее все же имеется - выстроенная директором система "самоуправления" руками хулиганов держится на жестокости, которую директор считает дисциплиной. А Мария Николаевна видит основой воспитания учеников доброту. Поэтому смело вступает в борьбу не только с директором, но и с рядом учеников.

Евгения Ханаева в фильме "Розыгрыш", 1976
Евгения Ханаева в фильме "Розыгрыш", 1976

Мария Васильевна - "Розыгрыш", 1976
Лучшая роль в кино звезды МХАТа Евгении Ханаевой, один из наиболее эмоциональных и успешных советских фильмов о школе. Ее учительница математики, почти обманутая целым классом, вызывала симпатию в кинотеатрах как взрослых, так и школьников. Она отдала школе всю свою жизнь, и хорошо видно, что до того рокового "розыгрыша" у нее не было таких серьезных конфликтов с целым классом. Именно это потрясение заставило ее понаставить столько единиц. Она верна своим убеждениям, трогательна в этом и одновременно заслуживает уважения и благодарности. Именно у таких педагогов хочется учиться не только их профильному предмету, но и гораздо более сложному искусству жизни. Ведь на то, какими в итоге мы становимся людьми, школа влияет ничуть не в меньшей степени, чем родители и друзья.