Таковой признан старый британский фильм 1974 года американского режиссера Сидни Люмета. Многие поклонники маленького бельгийского сыщика привыкли видеть его на экране в исполнении блистательного Дэвида Суше. Поэтому Альберт Финни в этой роли на первый взгляд кажется непривычным, но вполне приемлемым – тем более, что сыграл он хоть и несколько карикатурно, но все же талантливо. Сценарий киноленты довольно точно следует за сюжетом романа Агаты Кристи, которая даже удостоила ее сдержанной похвалы. Героев сыграли звезды тогдашнего кинематографа, и все они прекрасно справились со своей задачей. Режиссер передал антураж и настроение эпохи, а также остроту детективной интриги романа.
Единственный, но весьма серьезный минус фильма – заключительная сцена. Чтобы понять ее проблему, нужно вспомнить сюжет истории. В поезде произошло убийство, и Пуаро берется его расследовать до прибытия к месту назначения. Путем хитроумных умозаключений маленький сыщик приходит к выводу, что все пассажиры вагона – убийцы, которые отомстили жертве за гибель маленькой девочки. В финале он идет на сделку со своей совестью и принимает непростое решение – покрыть заговорщиков и скрыть их преступление от полиции. Такая концовка на страницах романа получилась тяжелой, но по-своему примирительной. Писательница не оправдывает убийц, но объясняет их месть теми несчастьями, виновником которых стал убитый – жестокий преступник, который умудрился уйти от правосудия.
Все эти сюжетные нюансы тонко и психологически убедительно обыграны в фильме. И казалось, на этом бы следовало закончить и пустить титры, но режиссер добавил финальную сцену, которая ставит любого здравомыслящего зрителя в ступор. Под занавес все сообщники-убийцы наливают бокалы шампанского и с трогательной улыбкой под душещипательную музыку чокаются. А ведь буквально 5 минут назад зритель лицезрел жуткую сцену расправы, которую они вместе учинили над усыпленной, а потому – абсолютно беззащитной жертвой. Да, этот негодяй сам убивал беззащитных людей, но все же коллективная ночная месть респектабельных пассажиров Восточного экспресса выглядит довольно устрашающей.
И после разоблачения, и прощения герои дружно выпивают. В то время как Агата Кристи просто ставит точку (или многозначительное многоточие?) после всех объяснений Пуаро. Думается, режиссеру нужно было последовать примеру королевы детективов и не снимать сцену с шампанским.