Найти тему
Новости ЕАН

«Не на Wildberries же Пригожин вертолеты купил»: военный эксперт рассказал о новой роли ЧВК в России

Мятеж частной военной компании (ЧВК) «Вагнер» Евгения Пригожина - пока главное событие лета в России, а возможно, в итоге и года. Вопросов по его итогам - масса, исчерпывающих ответов пока нет.

Нужны ли стране ЧВК как вооруженные формирования в принципе? Как выясняется, «вагнеровцы» полностью содержались за счет бюджета, почему же они считались частниками? Отныне все ЧВК должны работать строго в структуре Минобороны - но тогда зачем они нужны в принципе? Об этом корреспондент ЕАН Юлия Литвиненко поговорила с председателем совета межрегиональной общественной организации «Вече», экспертом центра Военно-политической журналистики Владимиром Орловым.

– ЧВК все-таки нужны или нет?

– ЧВК, безусловно, нужны. Они являются неким атрибутом современного силового противостояния, геополитического противоборства на разных театрах военных действий, на разных мировых площадках.

Понимаете, ЧВК нужны не для того, чтобы вести регулярные боевые действия.

ЧВК нужны в первую очередь для того, чтобы государства могли достаточно безопасно для себя проецировать ограниченную силу там, где использовать традиционные вооруженные силы не рекомендуется или нецелесообразно с политической точки зрения.

Это практика распространена по всему миру, и ей не одна сотня лет. Их суть не менялась столетиями: деньги, возможность работать за границей, принадлежать к элите.

– Но если в ЧВК уходят лучшие – за деньги, возможность работать за границей, из-за грамотного вербовочного пиара, - не является ли это недобросовестной конкуренцией? Армия не становится замарашкой-Золушкой?

– Это не является недобросовестной конкуренцией. Если сравнивать ЧВК и любую военную организацию, то это будут просто разные структуры по потенциалу, по возможностям. Никогда ЧВК не сможет содержать, например, космический флот, спутники, да и вообще иметь мощные разведывательные подразделения. Это требует колоссальных денег.

Президент Путин раскрыл бухгалтерию Пригожина и ЧВК «Вагнер»

Ни одна ЧВК, которая ориентирована на получение прибыли, конечно, не справится с этой неподъемной для нее задачей.

– Почему ЧВК называются частными, если по факту они стоят – как президент Путин привел в пример «Вагнер» – на балансе Минобороны?

– Давайте поймем изначально вот что. Любая частная военная компания находится на балансе того или иного федерального органа власти. Не основана им, а именно стоит у них на балансе. Так не только у нас.

По этой же схеме работает ЧВК в США. Там все ЧВК выполняют определенные контрактные обязательства либо перед Пентагоном, либо перед каким-либо участником объемного разведывательного сообщества США. Как правило, заказчики услуг ЧВК предоставляют компании определенное имущество, полномочия, функции и определенные возможности. И дальше заказчик ставит ЧВК задачи — где, собственно, ей работать, применять ту силу, которую ей дали. За это ЧВК получает определенные деньги, из которых она извлекает прибыль, для своих, скажем так, учредителей и участников.

Пригожинское: «Шойгу, где снаряды?!» – было элементом медийной подготовки мятежа, который произошел недавно и благополучно закончился, не приведя к каким-то долгосрочным и плохим последствиям.

Конечно, Минобороны обеспечивало частную военную компанию Пригожина боеприпасами, танками, бронемашинами, - всем, что было необходимо. Мы все прекрасно понимаем – ну не на Wildberries же он вертолеты купил! Самолеты, вертолеты, танки ему передали в распоряжение власти Российской Федерации. И сейчас, в связи с вышеупомянутыми событиями, все это вооружение будет возвращено государству. Все пока протекает в нормальном русле, да, были эксцессы, но они купированы. Не стоит переживать.

Добровольцев обяжут подписывать контракты с Минобороны

– К кому пойдут сейчас многочисленные заключенные, которых вербовал Пригожин? В другие ЧВК?

– Многие из них заключали разовый контракт с ЧВК, который подразумевал участие в боевых действиях и, в случае эффективности, человек получал амнистию и премиальные. Поэтому, думаю, большинство заключенных, которые заключали контракт с ЧВК «Вагнер», вернутся к своей частной гражданской жизни.

Кроме того, как мы знаем, президент сейчас подписал указ, по которому можно набирать на контракт Минобороны лиц, отбывающих наказание за преступления по нетяжким статьям. Думаю, из тех, кто захочет служить, будут формироваться какие-то новые подразделения, но вряд ли они будут поступать в регулярную армию.

Пригожин: уже 32 тысячи экс-заключенных закончили службу в ЧВК «Вагнер»

– Танки есть в армии, в ЧВК, теперь танки будут и в Росгвардии. Но в чем логика? Зачем растаскивать бронированный «кулак» по разным корзинам?

– Логика простая. Вооружая Росгвардию, мы возвращаемся к тому, что было 30 лет назад, когда существовали Внутренние войска МВД, обладавшие всеми ресурсами и возможностями, которые присущи армейским подразделениям. Система была понятна, выстроена, хорошо работала.

Не надо по этому поводу переживать, решение верное. Естественно, такие войска, как один из элементов сдержек и противовесов внутриполитического устройства государства, должны обладать всеми ресурсами, чтобы в случае необходимости применять эту силу так, как это необходимо.

– Складывается новая система силовых ведомств: когда к элементам старой, армия-полиция-спецслужбы, добавляются новые - Росгвардия и ЧВК. В чем плюсы и минусы старой и новой систем?

– На самом деле никакой новой системы нет, все как было, так и осталось. Даже ЧВК были всегда, они просто существовали под другими названиями и юрисдикциями. Россияне уезжали туда охранниками на вышки, на корабли, инструкторами в Африку. Так было задолго до появления «Вагнера».

Ну а Росгвардия стала наследницей, как я и говорил, Внутренних войск. Это не новое, а хорошо забытое старое. Именно в таком ключе эту информацию и надо воспринимать.

Судьбу ЧВК в России решат на этой неделе: депутаты Госдумы - об итогах мятежа Пригожина

Юлия Литвиненко