В наше время настолько разделяется понятие церковного и светского, что у некоторых верующих людей возникает ощущение, что они живут две жизни: одну в храме, а другую – вне его стен. Как помнить о том, что ты христианин, и в обычной, повседневной жизни? Об этом говорим с клириком храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста иереем Николаем Конюховым.
– Действительно, в этом вопросе есть определенная проблема. С одной стороны, плотское всегда противостоит духовному. Об этом и писал апостол Павел, и в современной культуре пел Виктор Цой: «Между землей и небом война». Понятно, что, если человек встал на путь духовного восхождения, светские и плотские дела будут его отвлекать. И это может увлечь полностью, так, что не останется времени на духовную жизнь, которая и является самой главной. Тут вопрос в приоритетах: что человек считает для себя более важным, тому он и уделяет больше времени. Человек может впасть в крайность, в ложную дихотомию – выбирать только лишь духовную жизнь или только лишь материальную. Все-таки жизнь у человека одна, и нужно правильно соблюдать баланс.
Современный человек читает, что какой-то пустынник выбрал духовную жизнь, оставил все и ушел спасаться. Этот вариант возможен, но не тогда, когда у тебя есть трое детей, ипотека и определенные обязательства перед семьей и обществом. Это не означает, что ты не можешь вести духовную жизнь. Речь идет именно о приоритетах, что возымеет главенство: дух или тело.
– А людям, живущим в ХХI веке, как правильно расставлять приоритеты?
– В современных условиях христианин, будучи семейным человеком, имеющим определенную ответственность в социуме, работающим, творчески реализовавшимся, может совмещать эти вещи. Вопрос в том, что он поставит сам на первое место. Обычно человек по своей слабости ставит на первое место себя. Это неправильный подход. Если человек служит сам себе, в христианстве это называется грехом гордыни, эгоизма. В итоге это ведет человека к разрушению. Это не дает ему желаемого счастья и приводит к деградации личности.
Как христиане, мы знаем, что настоящее счастье состоит в любви. Неотъемлемая часть любви – это жертва, когда ты являешься отдающей системой, даришь другим людям радость, делишься чем-то и учишься не забирать, а делиться, быть не жадным, а щедрым. Тут каждый человек должен понять, что если для него это важно, то нужно уделять этому время. Когда человек говорит, что не успевает ходить в храм, молиться, у него много дел и обязанностей, в этом есть некое лукавство, потому что, если человек считает важным свой внешний вид, он и косметолога посетит, и маникюр сделает. Если человек считает важными своих друзей, то найдет время встретиться с ними несмотря ни на что. Если человек заботится о своем здоровье, то он будет ходить в спортзал, будет пораньше вставать, чтобы успеть на тренировку. В этой системе, к сожалению, Бог находится далеко не на первом месте. И это не значит, что Бог от этого начнет меньше нас любить. Просто мы сами показываем Ему, что Он для нас не важен, сами отдаляемся.
Чтобы совместить материальную и духовную жизнь, нужно просто выстроить приоритеты и показать своими стараниями и ресурсами, что для тебя важно. Если для тебя важен Бог, то удели Ему время. Апостол Павел говорил: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Нужно показать это делами, и получится, что и материальная жизнь станет более успешной и наполненной, она обретет смысл. Как говорится в Священном Писании, станет жизнью с избытком (см.: Ин. 10: 10).
– Как в практическом смысле удержать внимание к внутренней жизни и ежедневно осознавать, что твоя духовная жизнь продолжается даже по будням, когда нет возможности бывать на службах?
– Конечно, когда мы находимся в пространстве храма, нам удается сохранить духовный настрой, легче сосредоточиться на словах молитвы, все к этому располагает. Когда же мы приходим из храма, особенно если приходим на работу, где в основном светские люди, начинаются не совсем благочестивые разговоры, большая часть из которых – это обсуждение коллег, ситуации, власти, и наш духовный настрой часто улетучивается. Хотя некоторые люди говорят, что то, что они утром зашли в храм, помолились и причастились, дает им заряд на весь рабочий день. Тут вопрос уже в самом человеке и законе сохранения энергии: насколько много ты получил, наполнил себя и сколько в тебе «отверстий», что ты так быстро это теряешь. Тем более что в Священном Писании сказано, что не то оскверняет человека, что входит в него, что мы слышали, с кем общаемся, а то, что исходит от сердца человека (см.: Мф. 15: 18). В этом плане нужно следить, что мы даем этому миру.
То, что мир настроен против нас не лучшим образом, – это уже не секрет. В таких условиях тяжело оставаться духовным христианином. Христос говорил: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15: 20). Он предупредил Своих учеников. Выходя из храма, человек не должен снимать с себя свое христианство, нужно идти дальше. В тяжелых ситуациях, интригах на работе, трудностях семейной жизни и проявляется то, какие мы на самом деле христиане.
– Задача не из легких…
– Вообще, весь мир – это дом Божий. Как мы молимся в храме, так мы должны держать молитву в сердце и на работе. Как мы не ругаемся матом в храме, так и на работе не должны. Мы должны сохранять язык, помыслы, возгревать доброту в сердце. Получив от Господа благодать и радость общения в храме, нужно распространять ее людям. Приходя на работу или домой, нужно помнить, что ты не перестаешь быть христианином, не бояться попросить у Господа помощи. Сказать: «Господи, я слабый, помоги мне, вдохнови вести духовную жизнь!» Самое главное – не пытаться воспитывать других людей, а воспитывать только себя. Как писал Владимир Маяковский, «светить всегда и везде». Этот лозунг он тоже взял из Евангелия. И Христос говорил, что нам нужно светить людям через нашу доброту и милосердие. А от негативного контента, который есть, нужно уметь защищаться. Просто иногда получается так, что христиане сами ищут этот негатив. Можно работать в святом месте, а прийти домой и согрешить другими вещами, поэтому не нужно думать, что нужно найти идеальное место. Нужно трудиться там, где Господь тебя благословил.
– У каждого человека есть свои «слабые места» и ситуации, которые ему сложно вытерпеть. Что делать в таких случаях, когда мы вынуждены находиться в неприятных для нас условиях из-за наших ближних?
– Жить в социуме, с одной стороны, – это необходимость, мы нуждаемся в общении. С другой стороны, люди могут нам часто не нравиться, могут быть неудобными. В целом каждый человек эгоистичен и думает в первую очередь о себе. Но христианство говорит о том, что человек должен преодолеть свой животный эгоизм, отдавать и принимать других людей так, как принимает их Христос. Он говорит, что проливает свет и на грешников, и на праведников (см.: Мф. 5: 45). Когда нам невыгодно любить человека, но мы его любим, это и есть христианская любовь. Так любить умеет только Бог, наша задача – научиться этому. Когда мы сталкиваемся с другими людьми, мы учимся принимать их такими, какие они есть, принимать их переживания.
С другой стороны, мы должны научиться защищать свои границы без конфликтов и истерик. Если тебе хочется одно, а другому человеку – другое, всегда есть система компромиссов, которая позволяет при должном подходе достичь должного результата. Это культура общения, когда мы не критикуем, а говорим другим людям о своих чувствах. Мы часто выставляем другим претензии, а нам, как христианам, важно говорить о своих чувствах. Есть надежда, что каждый из нас будет в первую очередь говорить именно о своих чувствах, замечать других людей перед собой, преодолевать свой животный эгоизм, учиться у Бога любви и принятию. Когда какие-то пустынники уходили далеко и начинали свой подвиг, через какое-то время к ним являлся Господь и говорил им уйти из пустыни в город, к людям, потому что научиться любить Бога невозможно, если не научился любить людей, для начала хотя бы одного человека. И, если Господь посылает тебе людей, не нужно их отвергать. И друзья, и коллеги по работе, и все домашние посланы Богом, чтобы мы в итоге спаслись.
– Бывает, что, проходя духовное поприще, человек начинает бояться любых проявлений эмоций, в том числе негативных, считая это грехом. Что означает фраза из Священного Писания: «Гневайтесь, но не согрешайте» (см.: Еф. 4: 26)?
– Когда мы говорим: «Гневайтесь, но не согрешайте», – мы имеем в виду, что человек может раздражаться. Это не является грехом, раздражительная сила души вложена в нас Богом. Если вы видим, как обижают беременную женщину, мы не можем остаться равнодушными к этому, в нас вскипает праведный гнев.
Также раздражение может превратиться в грех, в озлобленность. Когда человек гневается, то совершает поступки, которые можно расценивать как греховные, и он жалеет о них, когда приходит в себя. Чтобы раздражение не перешло в гнев, нужно понять, что именно раздражает и как в этой ситуации можно поступить правильно. Естественно, мудрый человек, который считает себя христианином, обращается к Богу. Если даже он просто наложит на себя крестное знамение, он сможет победить гнев, поэтому очень важно следить, чтобы раздражение не перерастало в гнев. Если мы раздражаемся на какие-то действия близких людей, нужно вспомнить о Боге, попросить у Него мудрости, чтобы не усугубить ситуацию, не отвечать злом на зло, чтобы его не становилось больше. Господь может научить нас и вдохновить на то, чтобы совершать правильные поступки. А если мы даже реагируем на внешние факторы, то это будет помогать нам.
– Иногда бывает, что у человека в окружении есть люди, общение с которыми особо истощает внутренний ресурс. Как не заработать невроз, пытаясь соблюсти заповедь о любви к ближним?
– Для того чтобы не заработать себе невроз и не выгореть самому, очень важно наполняться. Это относится к словам Христа о «слепых вождях слепых» (Мф. 15: 14). Если вы сами не наполнены любовью, вы не можете обогреть других людей. Каждому христианину прежде, чем пытаться полюбить других людей, важно наполнить себя Божественной любовью. В первую очередь через духовную жизнь, общение с Богом, соблюдение заповедей, участия в таинствах. Господь посылает нам благодать и дает огромные силы, с помощью которых мы помогаем другим людям. Но не надо забывать, что человек состоит не только из духа, но еще и из души.
Очень важно, чтобы человек духовно развивался, общался с хорошими людьми, слушал хорошую музыку, наполнял себя душевно, а также следил за своим здоровьем, правильно питался, спал. Человек, наполненный по физической, душевной и духовной части, может дать что-то другим людям и не заработать невроз. Он не будет отдавать последнее, а будет отдавать то, что есть. А если в человеке нет любви, он уставший, раздраженный, а его просят посидеть с детьми или идти на работу, то он будет лишь срываться на других людей.
Для себя нужно понять одну вещь: любить ближних всегда неудобно, и невозможно любить ближних, оставаясь в зоне комфорта. Всегда приходится жертвовать своим эгоизмом. Понятно, что это неудобно, неприятно. Человеку очень трудно любить, потому что он старается соблюсти свои интересы и комфорт и не готов чем-то поступиться ради других людей.
Беседовала Анна Голик