Найти в Дзене

Госдума установила антимонопольные ограничения для маркетплейсов

Госдума приняла закон, вводящий антимонопольные ограничения для маркетплейсов и агрегаторов. Его цель — пресечение злоупотреблений доминирующим положением со стороны их владельцев.

Закон является частью «пятого антимонопольного пакета» и касается совершенствования антимонопольного регулирования цифровых рынков. Ранее премьер-министр Михаил Мишустин объяснял, что предлагаемые в нем изменения позволят выявлять антирыночные действия и картельные соглашения крупных маркетплейсов и агрегаторов.

Законом определяются критерии отнесения крупных цифровых платформ к доминирующим субъектам, одновременно вводя понятие «сетевой эффект». Под ним понимается свойство товарного рынка, при котором потребительская ценность цифровой платформы изменяется в зависимости от изменения количества продавцов и покупателей, совершающих через нее сделки.

По новому закону владельцам цифровых платформ будет запрещено злоупореблять доминирующим положением, если их сетевой эффект дает возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров на рынке и затруднять доступ на него. При этом доля совершенных сделок на данной платформе на определенном товарном рынке должна составлять более 35%, а выручка превышать 2 миллиарда рублей в год. Регулирование поручено ФАС РФ.

Также законом устанавливается новое условие для антимонопольного контроля за сделками экономической концентрации на товарных рынках. С ФАС придется согласовывать сделки, цена которых превышает 7 миллиардов рублей. Одновременно вносятся изменения, касающиеся проведения экспертизы при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и уточнения требований к экспертам.

Закон вступит в силу 1 сентября 2023 года.