Если вы хотите увидеть, каким уютным может быть дом, в котором фактически нет настоящей мебели, если не представляете, что означает слово «пристанище», то отправляйтесь в подмосковное Дунино, в гости к Михаилу Михайловичу Пришвину.
Побывать в доме-музее писателя не просто: деревня Дунино – удивительный затерянный мир. Здесь обрывается Рублёво-Успенское шоссе, а изгиб реки загораживает это место от дорог на Звенигород. Дудино стало для М.М. Пришвина островком внутренней свободы, спрятанным от остального мира.
Фамилия Пришвина известна абсолютному большинству населения нашей страны. При её упоминании сознание сразу рождает ассоциации – «детский писатель», «певец природы». А вы спросите себя: «Какие книги Пришвина я читал?» И в памяти возникнут, прежде всего, детские рассказы: «Ёж», «Лисичкин хлеб», «Кладовая солнца», может, что-то ещё…
А ещё мы его представляем пожилым советским человеком 50-х годов, забывая о том, что он ровесник Куприна, Бунина, Андреева, Брюсова и Бальмонта, что родом он из 19 века, что он ученик В.В. Розанова (причём буквально: Пришвин учился у Розанова в гимназии), что в 1909 году писатель был членом Санкт-Петербургского религиозно-философского общества вместе с Н.А. Бердяевым, Д.С. Мережковским и С.М. Соловьёвым. Первое открытие, которое вас ждёт в музее, Михаил Пришвин – русский философ, выживший в недрах советской действительности.
Родом Пришвин из купеческой семьи, но вырос в усадьбе Хрущёво Елецкого уезда, поэтому его представления о доме всегда были связаны с бытом усадьбы. В 1918 году он едва остался живым во время, когда реквизировали Хрущёво. А в 1919 потерял всех близких: братья Александр, Сергей, Николай, сестра Лидия (родители писателя умерли раньше). С тех пор писатель вёл жизнь скитальца, а единственным своим домом он считал творчество. «Стал писать и тем устраивать себе внутренний дом», - так писал Пришвин в 1927 году.
И вот после войны, в 1946 году, Михаил Михайлович встречает удивительный уголок, напоминающий ему родное Хрущёво, на высоком берегу Москвы-реки, с тенистым садом и двумя аллеями, еловой и липовой. Здесь писатель нашёл своё пристанище.
Зайдём и мы в гости к писателю. Дом этот был построен в начале 20 века для «финляндского уроженца» Р.А. Освальда в традициях его народа, рачительный и удобный. Здание расположилось на довольно крутом склоне, поэтому особенностью его была «висящая» (сейчас на двух белых столбах) терраса, с которой открывался потрясающий вид на сад и окрестности. Мы, сидя на ней, слушали рассказ о жизни Пришвина и с упоением вдыхали аромат цветущего внизу жасмина.
В доме четыре комнаты, три из которых малюсенькие, одна – гостиная – чуть больше. Ещё какое-то небольшое помещение при входе использовано под сувенирную лавку.
Из входной двери направо попадаем в коридорчик, где поместится один человек, – здесь раковина-мойдодыр с рукомойником, предназначенная для гостей перед входом в гостиную.
Гостиная небольшая, но светлая и уютная. В центре большой стол с самоваром, накрытый скатертью. Около него два плетёных кресла хозяев дома, ведь жили здесь два человека - Михаил Михайлович Пришвин с женой Валерией Дмитриевной.
Прямо перед глазами - огромный сундук, накрытый гобеленом (в этот сундук и грузились все вещи при переезде, в нём путешествовали знаменитые дневники Пришвина).
Напротив – фортепиано, а рядом в уголке – маленький диванчик, сделанный из старого автомобильного сидения.
Доминанта комнаты – роскошный буфет. Пришвины говорили: «Из мебели у нас только буфет». Это правда: всё самодельное, переделанное, подобранное где-то, даже кровати остались от госпиталя, который был в доме во время войны. Основное украшение буфета – роспись, сделанная в Загорске мастерами-игрушечниками (среди многочисленных мест, где довелось жить Пришвину, был и Загорск). Из гостиной можно выйти на террасу.
Ещё две комнаты: кабинет хозяина и комнатка хозяйки, которую в шутку называли денщицкой. В кабинете большой письменный стол, в углу оборудование для фотографии, полки с книгами, железная кровать, а рядом с ней поводок и намордник собаки, охотничьи сапоги и трость для путешествий. На стенах фотографии и картины. Для меня открытие, что Пришвин великолепно фотографировал. Его фотографии – настоящие шедевры.
В проходной комнате Валерии Дмитриевны ещё скромнее: шкаф, поставленный поперёк, загораживает такую же железную госпитальную кровать, в уголке икона, напротив небольшой столик с женскими хитростями, над ним – полочка для мелочей.
В бывшем помещении небольшой кухни сейчас выставка фотографий Пришвина. Вот, собственно, и всё.
Отдельно спускаемся в гараж, где стоит любимец писателя – Москвич-400. Сев за руль автомобиля в 61 год, Михаил Михайлович стал страстным, а со временем и виртуозным водителем. «Машину надо знать, как себя», - говорил Пришвин.
А вокруг сад, благоухающий цветением, необыкновенный вид, открывающийся с горы на Москву-реку, еловая и липовая аллеи. Трудно найти место, где человек бы в большей степени ощущал себя сыном природы. «Для иных природа - это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа - это среда, из которой, как цветы, выросли все наши человеческие таланты», - справедливо полагал М.М. Пришвин.
А ещё он считал, что «у человека две радости: одна в молодости – выйти из дома, другая в старости – вернуться домой». Потерявший в молодости безвозвратно родовое гнездо, писатель настоящий ДОМ обрёл именно в Дунино.
PS: Обычно я не пишу об этом, потому что всю необходимую информацию можно найти на сайте музея, в отзывах ит.д., но, если запланируете поездку в Дунино, учтите, что в маленький домик пускают только в составе группы и по времени, записаться нужно заранее, не опаздывать. Если вы добираетесь своим ходом, то довольно приличное расстояние придётся пройти пешком. Но, я уверена, эти обстоятельства не повлияют на яркость ваших впечатлений.