Найти тему
Реплика от скептика

Бородин Л. Хорошие люди

Обложка книги
Обложка книги

Ещё об одном произведении хорошего писателя Леонида Бородина хочу вспомнить. Это повесть «Хорошие люди», которая вновь возвращает нас в мятежные 90-е годы прошлого века. Но тема 90-х в повести не главная. Повесть начинается с того, что немолодой москвич Стёбин, работающий в одном из московских НИИ, примерный семьянин и вообще ничем не примечательный человек, поехал однажды на курорт. Там, в Сочи, снял он себе комнатку в старом доме и уже собрался было наслаждаться курортной жизнью, как вдруг случилось с ним непредвиденное. Увидев на балконе соседнего дома приятную женщину, Стёбин вышел на свой балкон, и балкон под ним вдруг обвалился. Бывает такое иногда, и не только в Сочи. Стёбин не убился, получил всего-навсего не очень серьёзную травму, но, видимо, при падении так он перепугался, что в один момент поседел и приобрёл некую серьёзную многозначительность на лице. Возвращается досрочно домой с рукой на перевязи и совершенно седой, а в Москве в это время и произошли известные события 93-го года.

(«Страна не то рожала демократию, не то срыгивала её»).

Все почему-то сразу и решили, что был Стёбин не на курорте, а ТАМ. А Стёбин не стал опровергать. И с этого момента пошла его жизнь совсем другим путём. Словно стал он другим человеком, словно от удара о землю повернул его жизненный путь на другую колею. Подробностей рассказывать не буду, чтобы совсем уж не раскрывать сюжет, но на некоторых моментах остановлюсь.

В повести множество действующих лиц, и каждого автор описал очень подробно, с предысторией, и это только в плюс повести, потому что все жизненные линии всех героев в повести пересекаются и в конце концов сходятся в одной точке.

Значительную часть объёма повести занимает описание подземного путешествия героя с диггерами. Описана подземная часть Москвы подробно и со знанием дела, но впечатления особого это не произвело, поскольку был уже роман Иличевского «Матисс».

В некоторых местах повести явно сквозит сожаление автора о советских временах, причём, о лучших моментах нашего прошлого.

«При советской власти удивительное множество людей жили честно. Честно работали, как могли, получали честную зарплату, какую давали не с потолка, но в соответствии со штатным расписанием, утверждённым законом. Честно получали квартиры и «подъёмные», если переводились на другую работу. Конечно, мужья, случалось, изменяли жёнам, а жёны мужьям, но таковое не поощрялось, а для людей высокого полёта могло иметь и весьма дурные последствия. Только уж слишком, по-научному говоря, пассионарные люди могли позволить себе роскошь жить нечестно, за что честные их осуждали, но почти по-христиански – не судя, потому судить – дело судов, и в том порядок».

Очень точно и едко подметил Бородин все несуразности нарождающейся новой эпохи – и приватизация, и гламур, и постмодерн.

Есть в повести и парочка ляпов, но общего впечатления они не портят, тем более, что вложены в уста героев, а герои имеют право на ошибки.

А в чём же смысл повести? Не знаю, что хотел сказать автор, но мне увиделась такая важная мысль: герои повести все разные - разных поколений, разного воспитания, с разными политическими взглядами, но все они люди хорошие, порядочные, любящие своих близких и переживающие за свою Родину. И, наверное, надо относиться к своим близким и даже дальним повнимательнее. Иначе может стать слишком поздно.

Интересные цитаты (интересных цитат много, поэтому пришлось ограничиться немногими):

«Если честно припомнить, то как же покойно жилось при советской власти! Покойно! А теперь вспомним, чем наградил известный Воланд известных Мастера и Маргариту? Раем? А вот фигушки! По-ко-ем! А если к Лермонтову? Чего он хочет, выходя, как известно, на дорогу? А хочет он свободы и по-ко-я!.. Нынче говорунами перестройки эта самая «жажда покоя» объявлена исторически традиционной русской ленью. Как поглядеть…»
«Вот прозвучало новое слово: консенсус! Поначалу решили, что это всего лишь синоним народного выражения «полный абзац». Ошиблись! Как раз наоборот! Оказалось, что консенсус – это когда тебе дают по морде, а ты, добросовестно сопоставив объективные и субъективные причины данного мордобития, отчётливо понимаешь объективность кулака и позорную субъективность собственной совкоморды».
«К двадцатому веку человек фактически закончил свою Богом данную функцию сотворчества мира. То есть… он достиг вершин во всех сферах и областях, так сказать, богоугодных. В музыке – Моцарт, Бетховен, Бах, в философии – Гегель, Кант, в литературе – Шекспир, Толстой, в живописи и того раньше – Рембрандт и прочие… Об именах можно спорить, но суть неизменна. Далее человечество пошло по пути творчества богопротивных сущностей: атом, генетика, астрофизика – то всё мины разрушения Божьего мира. Когда сработают – неизвестно, но сработают непременно… Все так называемые достижения человека в культуре в послеклассический период – есть обезьянье усердие, посильная импровизация на классические темы с неизбежным знаком «минус». Итог: откат от веры и, как следствие, неосознаваемое стремление к энтропии, то есть к смерти».

Этот материал ранее был размещён мною здесь.

PS: Я отбываю в отпуск в глухую деревню, где нет интернета и прочей связи, буду там весь июль. Публикации на моём канале появляться будут, я их по возможности сделала заранее, но прошу меня извинить, комментировать буду не всегда и не сразу, а по мере выхода в зону досягаемости. Также прошу извинить за то, что буду редко заходить на ваши каналы. Прошу не отписываться от меня, я вернусь! Желаю всем хорошего лета и полноценного отдыха!

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!