Ещё об одном произведении хорошего писателя Леонида Бородина хочу вспомнить. Это повесть «Хорошие люди», которая вновь возвращает нас в мятежные 90-е годы прошлого века. Но тема 90-х в повести не главная. Повесть начинается с того, что немолодой москвич Стёбин, работающий в одном из московских НИИ, примерный семьянин и вообще ничем не примечательный человек, поехал однажды на курорт. Там, в Сочи, снял он себе комнатку в старом доме и уже собрался было наслаждаться курортной жизнью, как вдруг случилось с ним непредвиденное. Увидев на балконе соседнего дома приятную женщину, Стёбин вышел на свой балкон, и балкон под ним вдруг обвалился. Бывает такое иногда, и не только в Сочи. Стёбин не убился, получил всего-навсего не очень серьёзную травму, но, видимо, при падении так он перепугался, что в один момент поседел и приобрёл некую серьёзную многозначительность на лице. Возвращается досрочно домой с рукой на перевязи и совершенно седой, а в Москве в это время и произошли известные события 93-го года.
(«Страна не то рожала демократию, не то срыгивала её»).
Все почему-то сразу и решили, что был Стёбин не на курорте, а ТАМ. А Стёбин не стал опровергать. И с этого момента пошла его жизнь совсем другим путём. Словно стал он другим человеком, словно от удара о землю повернул его жизненный путь на другую колею. Подробностей рассказывать не буду, чтобы совсем уж не раскрывать сюжет, но на некоторых моментах остановлюсь.
В повести множество действующих лиц, и каждого автор описал очень подробно, с предысторией, и это только в плюс повести, потому что все жизненные линии всех героев в повести пересекаются и в конце концов сходятся в одной точке.
Значительную часть объёма повести занимает описание подземного путешествия героя с диггерами. Описана подземная часть Москвы подробно и со знанием дела, но впечатления особого это не произвело, поскольку был уже роман Иличевского «Матисс».
В некоторых местах повести явно сквозит сожаление автора о советских временах, причём, о лучших моментах нашего прошлого.
«При советской власти удивительное множество людей жили честно. Честно работали, как могли, получали честную зарплату, какую давали не с потолка, но в соответствии со штатным расписанием, утверждённым законом. Честно получали квартиры и «подъёмные», если переводились на другую работу. Конечно, мужья, случалось, изменяли жёнам, а жёны мужьям, но таковое не поощрялось, а для людей высокого полёта могло иметь и весьма дурные последствия. Только уж слишком, по-научному говоря, пассионарные люди могли позволить себе роскошь жить нечестно, за что честные их осуждали, но почти по-христиански – не судя, потому судить – дело судов, и в том порядок».
Очень точно и едко подметил Бородин все несуразности нарождающейся новой эпохи – и приватизация, и гламур, и постмодерн.
Есть в повести и парочка ляпов, но общего впечатления они не портят, тем более, что вложены в уста героев, а герои имеют право на ошибки.
А в чём же смысл повести? Не знаю, что хотел сказать автор, но мне увиделась такая важная мысль: герои повести все разные - разных поколений, разного воспитания, с разными политическими взглядами, но все они люди хорошие, порядочные, любящие своих близких и переживающие за свою Родину. И, наверное, надо относиться к своим близким и даже дальним повнимательнее. Иначе может стать слишком поздно.
Интересные цитаты (интересных цитат много, поэтому пришлось ограничиться немногими):
«Если честно припомнить, то как же покойно жилось при советской власти! Покойно! А теперь вспомним, чем наградил известный Воланд известных Мастера и Маргариту? Раем? А вот фигушки! По-ко-ем! А если к Лермонтову? Чего он хочет, выходя, как известно, на дорогу? А хочет он свободы и по-ко-я!.. Нынче говорунами перестройки эта самая «жажда покоя» объявлена исторически традиционной русской ленью. Как поглядеть…»
«Вот прозвучало новое слово: консенсус! Поначалу решили, что это всего лишь синоним народного выражения «полный абзац». Ошиблись! Как раз наоборот! Оказалось, что консенсус – это когда тебе дают по морде, а ты, добросовестно сопоставив объективные и субъективные причины данного мордобития, отчётливо понимаешь объективность кулака и позорную субъективность собственной совкоморды».
«К двадцатому веку человек фактически закончил свою Богом данную функцию сотворчества мира. То есть… он достиг вершин во всех сферах и областях, так сказать, богоугодных. В музыке – Моцарт, Бетховен, Бах, в философии – Гегель, Кант, в литературе – Шекспир, Толстой, в живописи и того раньше – Рембрандт и прочие… Об именах можно спорить, но суть неизменна. Далее человечество пошло по пути творчества богопротивных сущностей: атом, генетика, астрофизика – то всё мины разрушения Божьего мира. Когда сработают – неизвестно, но сработают непременно… Все так называемые достижения человека в культуре в послеклассический период – есть обезьянье усердие, посильная импровизация на классические темы с неизбежным знаком «минус». Итог: откат от веры и, как следствие, неосознаваемое стремление к энтропии, то есть к смерти».
Этот материал ранее был размещён мною здесь.
PS: Я отбываю в отпуск в глухую деревню, где нет интернета и прочей связи, буду там весь июль. Публикации на моём канале появляться будут, я их по возможности сделала заранее, но прошу меня извинить, комментировать буду не всегда и не сразу, а по мере выхода в зону досягаемости. Также прошу извинить за то, что буду редко заходить на ваши каналы. Прошу не отписываться от меня, я вернусь! Желаю всем хорошего лета и полноценного отдыха!