Корни отечественной мультипликации лежат еще в дореволюционном периоде - среди пионеров нашей кинематографии был такой удивительный человек: Вячеслав Старевич.
Я обязательно позже расскажу о нём подробнее, а пока просто скажу, что работы Старевича потрясли в своё время весь мир, что это он придумал технику объемной кукольной анимации и был в этой технике Мастером высочайшего уровня.
Настолько высочайшего, что за весь докомпьютерный период развития этой техники практически никто не достиг его уровня мастерства. При том, что первый свой мультфильм он выпустил в 1910 году, а второй, "Месть кинематографического оператора" 1912 года, и в наше время высоко оценивается всеми, кто его видел (на КиноПоиске рейтинг 8.0)
К сожалению, Старевич после революции покинул страну, поэтому советским мультипликаторам пришлось начинать с нуля и учиться самим.
А потому самые первые мультфильмы с точки зрения техники, конечно, выглядят примитивно. НО! Если кто-то думает, что в то время Дисней и другие американские аниматоры были уже огого, то он глубоко заблуждается.
Да, конечно, опыт там уже имелся, но, в целом, отличия не столь велики, сколь могли бы быть, учитывая почти двадцатилетний опыт. Я бы даже сказал, что их почти нет. Разница - в тематике.
Ну а теперь мы переходим уже конкретно к советским мультфильмам. Рассказывать о них я буду в хронологическом порядке, поэтому, думаю, вот эти, самые первые, мало кто знает и, тем более, мало кто любит.
Но, думается мне, эти первые шаги стоит хотя бы просто знать. О том, что они были - и были вот такие. О том, из чего выросла совершенно потрясающая советская мультипликация, которую мы до сих пор любим.
"Советские игрушки" (1924)
Дзига Вертов, известнейший документалист, работы которого чрезвычайно ценятся и по сию пору, на идеях которого выросли многие документалисты всего мира, с интересом отнёсся к возможностям анимации и сделал два агитационных мультфильма. Сохранился только один - "Советские игрушки".
Честно скажу - смотреть скучновато: 10+ минут экранного времени для такого сценария слишком много. Но нельзя забывать о том, что для зрителей того времени сама по себе движущаяся картинка продолжала быть чудом, а сам мультфильм наверняка вызывал массу эмоций и комментариев в зрительном зале.
Сюжет: Буржуй сначала жрётЬ и пьёт в "три горла", а затем, в изнеможении приняв горизонтальную позу, вызывает для увеселения танцовщицу. Та долго пляшет (в том числе на животе Буржуя).
Танцовщица, вознаграждённая за работу, уезжает в Ригу.
Где-то там, за горизонтом, уже встает восход, так сказать, нового порядка - "куются счастия ключи", а появившийся Рабочий вместе с Буржуем наблюдает за спором и дракой двух "служителей культа" - представителей старой (Мертвой) церкви и новой (Живой).
Достав из кармана ножницы, Рабочий пытается взрезать буржую брюхо, но не может. Не получается и "задавить" налогами. Тут приходит Крестьянин, они объединяются (сливаются в одну фигуру) и вдвоём без проблем "вспарывают" брюхо Буржуя, из которого сыплются монеты.
Монеты "утекают" в Народный банк, туда же уходят разделившиеся Рабочий и Крестьянин, а Буржуя остается сторожить Красноармеец, который почему-то в два раза меньше остальных.
Но тут же "приходят" еще Красноармейцы, он увеличиваются в размерах, выстраивают фигуру а ля ёлка и вешают всех чуждых элементов: буржуя, обоих попов и беднягу танцовщицу (её-то за что???!!).
Рабочий с Крестьянином присоединяются к фигуре - и она превращается уже в настоящую новогоднюю ёлку.
Ну а в финале - рекламный ролик Госкино, возвещающий о приёме заказов на хронику и рекламу.
Упс... если я буду так подробно про все, то, боюсь, с мультфильмами мы не закончим никогда :)
Оставайтесь с нами! :)