Найти в Дзене

Танки специального назначения: Танкетки. Окончание

Источник: https://topwar.ru/147071-rasskazy-ob-oruzhii-tanketka-t-27.html
Источник: https://topwar.ru/147071-rasskazy-ob-oruzhii-tanketka-t-27.html

Несколько позже на базе танка МС-1 разработали двухместную танкетку Т-23, представляющую собой как бы его облегченный вариант. Постоянного вооружения на ней не было. Боевая масса — 3,5 т, длина — 3,7 м, высота — 1,8 м, экипаж — 2 человека, мощность двигателя — 40 л. с., максимальная скорость — 35 км / ч, бронирование — 6–10 мм. В 1931 году завод «Большевик» выпустил опытную партию, но при испытаниях машины была выявлена склонность гусеничных цепей к срыву. Спроектированные КБ оружейно-арсенального треста машины Т-17 и Т-23 имели неплохие для своего времени тактико-технические данные, но требовали некоторого времени на доводку перед запуском в серийное производство. С целью ускорения выпуска нового класса бронированных машин для РККА в 1929 году в Великобритании были закуплены лицензия на производство и сам образец танкетки «Карден-Лойд» Мk.VI. Ее советский серийный вариант Т-27 не стал точной копией британского аналога. Были увеличены размеры, установлен более мощный 4-цилиндровый двигатель от советского автомобиля ГАЗ-АА (60 л. с.). При доработке танкетки конструкторский коллектив, возглавляемый Н. Н. Козыревым, учел географические особенности страны (бездорожье, суровый климат) и усилил подвеску с целью увеличения срока службы. Корпус Т-27 состоял из катаных броневых листов толщиной 6–10 мм, которые соединялись заклепками и частично сваркой. В качестве вооружения был предусмотрен 7,62-мм пулемет ДТ. Для компактности машины двигатель и агрегаты трансмиссии располагались вдоль корпуса танкетки. Каждый член экипажа имел свой люк в верхней части полностью закры­той рубки. Наблюдение за полем боя велось через смотровые щели спереди и по бортам корпуса. Боевая масса — 2,7 т, длина — 2,6 м, высота — 1,4 м, экипаж — 2 человека, воору­жение — 1 пулемет, броня: лобовая — 10 мм, бортовая — 6 мм, максимальная скорость по шоссе — 42 км/ч.

Всего с 1931 по 1933 год было выпущено и передано в части Красной армии около 3300 танкеток Т-27. Эксплуатировались эти машины в войсках до начала 1940-х, пока не были заменены более совершенными ма­лыми танками. Однако около 2000 танкеток участвовали в боях в первые месяцы Вели­кой Отечественной войны.

Таким образом, мы видим, что подоб­ные машины были широко распространены в армиях многих стран. Их назначением была разведка и охрана, а также сопровождение кавалерии. Но и в этих случаях от танкеток требовалось не только обеспечивать защиту экипажа от ружейно-пулеметного огня, но и по возможности эффективно использовать свое вооружение, помехой чему было отсут­ствие вращающейся башни. В 1933 году про­изводство танкеток в СССР прекратили — они оказались слишком уязвимыми для огня даже стрелкового оружия. К такому же выводу при­шли и иностранные специалисты, после того как «карден-лойды» не выдержали испытаний в деле (Боливия применила их в войне с Па­рагваем 1932-1935 гг.; Саудовская Аравия ис­пользовала такие танкетки в многочисленных пограничных инцидентах с Йеменом; итальян­ские танкетки использовались в ходе граж­данской войны в Испании). Первые же боевые столкновения показали уязвимость танкеток даже от огня стрелкового оружия и несосто­ятельность концепции использования тан­кеток как механизированной брони пехоты. По мнению авторитетного специалиста в об­ласти истории бронетехники И. В. Шмелева, «с идеей танкетки связан короткий и неудач­ный период мирового танкостроения».

Итак, у танкетки обнаружился большой недостаток: слабость вооружения, ибо пу­лемет у нее был размещен не лучшим об­разом — в лобовом листе корпуса, и имел ограниченный угол обстрела. Если же цель появлялась сбоку, машину приходилось по­ворачивать. И все же военным инженерам хотелось сохранить ее привлекательные стороны: простоту конструкции и малые размеры. Это, кстати, облегчало и удешев­ляло производство и упрощало подготовку экипажей. У танкетки выявились и другие положительные качества — хорошая манев­ренность, способность действовать в стес­ненных условиях (в лесу и в горах) и до­вольно высокая скорость. Но машина (ввиду малых размеров) не могла преодолевать во­ронки и окопы, а тонкая броня не позволяла ее применять на поле боя. Такие попытки до­рого обошлись итальянцам в ходе граждан­ской войны в Испании. Усиление броневой защиты неизбежно влекло за собой увели­чение массы, и как следствие этого — утра­чивались основные достоинства танкетки.

Вывод напрашивался сам собой: такую машину можно с успехом применять только в целях разведки и охранения. Надо лишь усилить ее вооружение и улучшить защиту. Для этого решили установить пулеметы во вращающейся башне. Так возникла первая линия развития танкетки — легкие разведы­вательные танки. Вторая линия (или, лучше сказать, вариант ее) воплотилась в малых плавающих танках, а третьей линией тан­кеток стали авиатранспортабельные танки.