Найти тему
Исторический музей

Царская портретная миниатюра из собрания ГИМ

В коллекции Исторического музея хранится множество живописных и графических портретов династии Романовых. Особую группу составляет портретная миниатюра.

Зарождение миниатюрных портретов в России связано с учреждением Петром I наградного портрета, или, как его называли изначально, жалованного медальона. Он представлял собой миниатюрное, украшенное алмазами овальное изображение правителя, увенчанное короной. Эту награду, введенную почти одновременно с орденом Св. Андрея Первозванного, носили на голубом муаровом банте на левой стороне груди.

Позднее был введен знак статс-дамы (высшего женского придворного чина), оформленный аналогично жалованному медальону, с миниатюрным изображением императрицы. Он также носился на голубом банте.

Большинство дошедших до нас царских миниатюрных портретов XVIII века были выполнены эмалью. Эмаль – сложная в изготовлении и дорогая техника, поэтому в России изделия из нее предназначались, преимущественно, для двора и аристократической элиты.

Несмотря на особую ценность эмали, царская портретная миниатюра представлена в самых разных техниках: эмаль могла покрывать как золотые, так и медные пластины; использовались гуашь и акварель, нанесенные на бумагу или на костяные пластинки. Последний вариант был наиболее популярным. Эта техника получила в России широкое распространение, начиная с царствования Екатерины II.

В исполнении царских портретов свобода миниатюриста была ограничена существовавшей регламентацией, которая позволяла изображать правителя лишь в соответствии с утвержденными иконографическими типами. Обычно это были живописные образцы. В правление Петра I – парадный портрет, выполненный Годфри Неллером в 1697 г., на протяжении царствования Анны Иоанновны господствовал тип придворного живописца Луи Каравака. В екатерининское время миниатюристы обращались к иконографическим типам Ф.С. Рокотова, В. Эриксена и Ф. де Мейса, а в правление Павла I ориентировались на его излюбленный тип Ж.Л. Вуаля.

В начале царствования Александра I более всего были распространены овеянные сентиментализмом типы Г.Ф. фон Кюгельхена и миниатюриста Д. Босси, затем – тип миниатюриста Ж.А. Беннера. В изображении молодого Николая I преобладал романтизированный тип Джорджа Доу. Один из таких миниатюрных портретов выполнен в необычной технике – надглазурной росписью по фарфору.

С правления Александра II портретные миниатюры членов царской семьи все чаще исполняются по фотографиям. Появившаяся в середине XIX века фотография довольно практически полностью заменила и саму портретную миниатюру. До конца существования монархии в России этот вид искусства, хоть и почти вышедший из употребления, все же продолжал существовать.