Найти тему

Тема №176 «Масонские ложи и Церковные храмы»

Предисловие для непостоянных (новых) читателей.

Статья, которую Вы собираетесь прочесть ниже, предлагает читателю информацию Теософии по этому вопросу. Теософия — это самостоятельная, всемирно известная модель, которая наравне с религией и наукой, объясняет мироздание (то как мир был создан) и мироустройство (то как мир устроен и функционирует).

Начало темы.

Сегодня мы продолжим сравнивать Христианство и Масонство, как мы это делали в предыдущей теме №175 Азбуки, ведь такой сравнительный анализ помогает намного лучше понять предмет, чем отдельное и изолированное исследование. Если в прошлый раз мы сравнивали между собой Церковную и Масонскую жреческие системы, то сегодня мы будем сравнивать между собой их религиозные здания.

Перед началом исследования напомню, что наше сравнение и сопоставление основано на всемирно известных книгах фундаменталиста Теософии по имени Ч.Э. Ледбитер, который сумел достигнуть самых больших высот сразу в двух областях. Во-первых, он был Председательствующим Епископом (Патриархом) Либеральной Католической церкви, на протяжении почти двух десятилетий, что однозначно подтверждает его глубочайшую компетентность в вопросах Церковного церемониала. Исследования Ледбитера в данной области, изложены им в книге 1920 года под названием «Science of the Sacraments — Наука Священнодействий».

Во-вторых, Ледбитер был членом Co-Mason и обладал самым высоким званием из возможных в данной организации - «33º или Суверенный Великий Генеральный Инспектор Масонов». Это опять же свидетельствует о том, что он являлся одним из самых квалифицированных специалистов. Исследования Ледбитера в данной области, изложены им в книге 1926 года под названием «Hidden Life in FreeMasonry — Жизнь скрытая в Масонстве».

третье издание книги 1949 год
третье издание книги 1949 год

Внешний архитектурный стиль Церковных храмов (часовен, церквей, соборов), примерное расположение внутренних объектов в них, церемониальные предметы и специальные одежды церковнослужащих, как минимум, в общих чертах уже известны любому человеку Западной цивилизации. Ведь Церковные храмы на протяжении многих веков были неотъемлемой частью Западного мира, они строились за народный или государственный счёт и по сей день являются открытыми и публичными учреждениями. Тот кто желает освежить в памяти информацию об Церковных храмах, может ознакомится с темой №141 Азбуки. Несомненно читателю известно и понятно, что Церковный храм — это здание, специально предназначенное для оказания в нём религиозных услуг, а так же для проведения (празднования) евхаристии.

-3

У Масонства так же имеются свои религиозные здания, только они называются «ложами» и так же как у Церкви их существует несколько различных видов (обычная ложа, Королевская Арка и.т.д.). Так же как Церковных храм есть базовая единица в Христианстве, так и «обычная ложа» есть базовая единица в Масонстве, именно её мы и подвергнем изучению сегодня. Масонские ложи специально предназначены для проведения религиозного церемониала, будь-то принятие человека в Масонство, присвоение ему первого звания (1º), очередное повышение масона в звании, избрание должностных лиц ложи либо просто просветительская работа со своими членами. Вышеуказанный церемониал осуществляется в ходе «заседания ложи», но этот процесс не нужно путать с не религиозным собранием, где должны решаться административные, финансовые или хозяйственные вопросы, а так же с праздничными «застольями» в особо значимые даты и события.

В отличие от Церкви, Масонство уже очень давно не получает денежного содержания ни из бюджета страны (как в древнем Египте, Вавилоне или Греции), ни от прихожан (как в Церкви), поэтому масонских лож куда меньше в количестве и их здания имеют куда более скромный размер и характер нежели Церковные соборы и храмы. Хорошо если у группы масонов вообще есть своё собственное отдельное здание, но чаше бывает обратное, они лишь временно арендуют помещение в том или ином здании для своих заседаний. Некоторые группы масонов, в вопросах мобильности дошли до того, что способны произвести «заседание ложи» почти в любом месте, разворачивая на полу линолеум, изображающий чёрно-белые клетки, а по окончанию церемониала сворачивают его обратно. Увидев подобное в старые времена, предшественники масонов просто бы ахнули от ужаса.

Несмотря на большое обилие в интернете фотографий масонских лож, обычный представитель Западной цивилизации мало понимает их логическое устройство и церемониальное предназначение. Так как Масонство является не публичной, а закрытой организацией, то читатель существенно ограничен в разъясняющей информации по этому вопросу. Таким образом изучить и сравнить Церковный храм и Масонскую ложу является вовсе не простой задачей, но благодаря Ледбитеру и его книгам, она существенного упростилась.

Обычная Масонская ложа
Обычная Масонская ложа

Масонская ложа выглядит следующим образом, это отдельное здание или помещение с высоким потолком, обычно четырёхугольной продолговатой формы, ориентированное по сторонам света как Церковный храм, где особой значимой стороной является восточная. Так как Масонство это закрытая организация, как в части сокрытия своего церемониала так и в части сокрытия имён его участников, обычно в ложах нет окон и имеется один или чаще два охраняемых входа.

Обычная Масонская ложа
Обычная Масонская ложа

Первый вход в главное помещение ложи идёт с улицы, через небольшое помещение, и его охраняет масон чья должность называется OG (Outer Guardian – внешний страж), так же часто можно встретить другое название этой должности «Tyeler», одним из значений которого является привратник или охранник у двери. В Масонстве есть система символов обозначающих не только каждое религиозное звание, но и каждую должность в ложе. Причём символ имеет первостепенное значение относительно словесного названия должности. Причина этого связана с Ангелами ибо они обычно не понимают человеческой речи и узнают масонов именно по их индивидуальным должностным символам. Как бы не называлась должность в любом языке мира, читатель всегда безошибочно узнает её по индивидуальному символу. Таким должностным знаком OG (внешнего стража) является меч, даже сегодня иногда можно встретить OG стоящего перед входом в масонскую ложу с мечом в руках. Это единственное публичное (рассекреченное) церемониальное лицо в ложе, все остальные находятся в закрытом и защищаемом от посторонних глаз помещении.

Обычная Масонская ложа
Обычная Масонская ложа

Второй вход в ложу ведёт из «внутренней или подготовительной комнаты» здания, не имеющей связи с улицей, её охраняет IG (Inner Guardian – внутренний страж), точно так же как внешний охраняет вход с улицы. Личным должностным знаком IG является уже два скрещенных меча. Эта отдельная подготовительная комната собственно говоря и предназначена для различных подготовительных действий, которые не должны совершаться в главном помещении ложи.

Обычная Масонская ложа
Обычная Масонская ложа

Вернёмся к отсутствию в ложах окон и наличии вооружённой охраны на входе. В очень древние времена храмы мистерий специально располагались в подземелье или в скальных пещерах и Египет наглядное тому доказательство, ещё больше подобных примеров находится в Индии. Незаметно проникнуть в такие церемониальные места было крайне сложным делом. Если храмы располагались не в пещерах и подземельях, а на поверхности земли как обычные здания, то такой храм имел свою собственную огороженную и охраняемую от посторонних территорию. Опять же по Египетской традиции снаружи храмов (лож), перед главных входом, по обе стороны от него, должны находится две колонны. По Халдейской традиции эти колонны размещаются внутри ложи с двух сторон от входа с улицы.

Теперь начнём рассматривать главное или основное помещение Масонской ложи. Пол главного помещения состоит из трёх отдельных частей, каждая из которых имеет своё церемониальное предназначение. В этом нет никакого новшества, в Церковном храме есть место для хора, для прихожан, для алтаря и алтарного стола и.т.д. Такое деление есть и в государственных органах, например в суде есть места зрителей, главная часть для судей и по одной части для двух сторон процесса. В школе есть место учителя, место у доски и территория рассадки учеников.

1. Восточная часть ложи (жёлтый цвет на рисунке).

Первая смысловая часть Масонской ложи, это небольшая территория в восточной части ложи, которая обычно выше основного пола, как алтарная часть Церковного храма, на одну или три ступеньки, выше основного уровня пола. Эта часть ложи называется «Востоком» и в ней на своём пьедестале и кресле заседает главный офицер ложи чья должность называется RWM (Worshipful Master - достопочтенный мастер). Его личным должностным знаком является угольник — строительный прибор для проверки угла в 90º у чего-либо. Его власть в ложе символизируется двусторонним молоточком (лабрис). Позади него, слева и справа, располагаются гости (масоны из других лож) а так же масоны, которые ранее занимали должность RWM в этой же ложе (бывшие начальники).

Обычная Масонская ложа
Обычная Масонская ложа
Обычная Масонская ложа
Обычная Масонская ложа

Здесь мы видим полное сходство двух систем, как в Церкви так и Масонстве, восточная часть храма является одним из самых главных и уважаемых мест, после алтарного стола разумеется. В старые времена, когда церковнослужащие выполняли функцию судебной власти или когда в соборах проходили важные заседания, судьи или главные начальники Церкви всегда располагались именно в восточной части храма. Даже сегодня, именно в восточной части Церковного храма, находится так называемое «горнее место» - специальное кресло для церковного начальника.

-10

2. Основная часть ложи (зелёный цвет на рисунке).

Вторая часть основного помещения Масонской ложи, уже является рабочей территорией где совершаются различные действия и где находится основная часть масонов. Её можно сравнить с рабочей областью в Церковном храме, т.е. там где ходят, стоят или сидят прихожане и младшие церковнослужащие. Второй по важности офицер (начальник) в ложе, называемый WSW (Senior Warden — старший начальник), он располагается на своём собственном пьедестале и кресле у западной стены ложи. Его личным должностным знаком является уровень — приспособление для определения идеальной горизонтали.

Обычная Масонская ложа
Обычная Масонская ложа

Третий главный офицер или начальник в ложе, называемый WJW (Junior Warden - младший начальник), он на своём собственном пьедестале и кресле располагается у южной стены ложи. Его личным должностным символом является отвес — приспособление для определения идеальной вертикали. RWM, WSW и WJW это три главные офицерские должности в Масонской ложе, они располагаются треугольником, а позади каждого из них у стены находится по одной колонне различного архитектурного стиля. Наличие минимум трёх обязательных начальников вместо одного священника (Епископа) немало разнит Церковь и Масонство.

Обычная Масонская ложа
Обычная Масонская ложа

3. Дьяконы в Церкви и Масонстве.

Во второй части главного помещения Масонской ложи, так же находятся 4 второстепенных но обязательных офицера ложи, в отличие от своих начальников они передвигаются по ложе и совершают церемониально важные действия. В северо-восточном углу ложи находится первый второстепенный офицер под названием SD (Senior Deacon - старший дьякон). Его личным должностным символом являются соединённые вместе циркуль, угольник и Солнце.

Обычная Масонская ложа
Обычная Масонская ложа

Одна из функций этого должностного лица заключается в передаче распоряжений от RWM к WSW, что на первый взгляд может показаться довольно глупым действием. На самом же деле оно имеет очень глубокий смысл связанный с биологическим устройством человека и его саморазвитием, вдаваться в который у нас сейчас нет времени. Также SD является помощником своего начальника RWM и выполняет его распоряжения.

В юго-западном углу стоит второй второстепенный офицер под названием JD (Junior Deacon — младший дьякон). Его индивидуальным символом являются соединённые вместе циркуль, угольник и Луна. Младший дьякон является помощником WSW и передаёт распоряжения последнего к WJW, по аналогии со старшим дьяконом.

Обычная Масонская ложа
Обычная Масонская ложа
Обычная Масонская ложа
Обычная Масонская ложа

В Христианской Церкви цель дьякона или даже двух дьяконов заключается в помощи священнику (Епископу), для этого они наделены хоть и маленькой, но всё же властью, относительно обычных прихожан. Они могут заходить в алтарную часть храма, подходить к алтарному столу, брать в руки религиозные предметы, читать храмовое Евангелие во время евхаристии, и.т.д.. В Масонстве дело обстоит полностью аналогичным образом, SD и JD (старший и младший дьяконы) помогают своим начальникам и так же имеют дополнительную часть религиозной власти, в отличие от обычных масонов, которых можно сравнить с прихожанами в храме. Но эта дополнительная власть станет понятна когда мы будем рассматривать Масонский церемониал. В Российском Масонстве, вероятнее всего в Советские времена, термины старший и младший дьяконы были заменены на (обрядоначальник и эксперт).

4. Остальные офицеры или должностные лица ложи.

В северо-западном углу стоит третий второстепенный офицер под названием IG (Inner Guard – внутренний страж), о нём мы уже говорили ранее в части внутренней комнаты Масонской ложи. В юго-восточном углу стоит четвёртый второстепенный офицер под названием DC (Director of Ceremonies — церемониймейстер) его личным должностным символом являются скрещенные палочки (местоположение смотри на рисунке выше).

Следующие три должности в ложе, самими масонами ценятся довольно высоко, но мы касаться их почти не будем, хотя несомненно эти административные должности важны и полезны. Должность оратора (Orator) говорит сама за себя, её символом является книга. Должность секретаря (Secretary) так же всем хорошо понятна, её символом являются скрещенные письменные перья, должность казначея (Treasurer) так же не требует разъяснений, её символом является пара ключей.

Обычная Масонская ложа
Обычная Масонская ложа

5. Сверхчеловек — руководитель всех масонов

В Масонских ложах признающих существование Планетарного Правительства, у северной стены ложи находится пьедестал с пустым креслом на нём. Он символически предназначен для руководителя седьмого отдела вышеуказанной организации по имени граф Сен Жермен, которого сами масоны называют HOATF (Head Of All True Freemasons — глава всех настоящих масонов). Другие же вместо пустого кресла в знак уважения и признания помещают, на северной или восточной стене ложи, портрет Сен Жермена (HOATF), причём до определённого церемониального действия он закрыт тканью (не видим).

Обычная Масонская ложа
Обычная Масонская ложа

6. Рассадка в ложе обычных масонов

У северной и южной стен в один или несколько рядов сидят обычные члены масонской ложи (братья), не занимающие никаких должностей (как прихожане в храме). И здесь снова наблюдается сходство с Церковью, ведь в старые времена храм был разделён на две обособленные части, у одной находились (стояли, сидели) женщины, у противоположной наоборот мужчины. Это вовсе не касалось сексуальных правил поведения того времени, как многие могут об этом ошибочно подумать, а являлось причиной особой энергетической заряженности храма во время евхаристии. Часть храма у южной стены (справа от алтарного стола )имеет свой собственный преобладающий заряд (положительный) больше подходящий мужскому полу, тогда как у северной стены (слева от алтарного стола) формировался противоположный заряд (отрицательный) более подходящий женскому полу. В Масонских ложах во время церемониала образуется тоже самое физическое явление используемое при рассадке людей в ложе. Даже в Масонских ложах, куда не принимаются женщины, и присутствуют только мужчины, рассадка у противоположных стен тоже основана с учётом вышеуказанной полярности, но во внимание принимается другая особенность нежели половая принадлежность. Масонам звания 1º, более подходит северная стена ложи, ибо они призваны совершенствовать свои астральные тела (отрицательный заряд). Масонам звания 2º и 3º, больше подходит южная стена, ибо они призваны совершенствовать свои ментальные и каузальные тела (положительный заряд).

Обычная Масонская ложа
Обычная Масонская ложа

7. Центральная часть Масонской ложи

Теперь нам осталось рассмотреть последнюю часть главного помещения Масонской ложи, расположенную в самом центре. Она представляет из себя вытянутый четырёхугольник (двойной квадрат), раскрашенный как шамотная доска (черные и белые квадраты). В древние времена эта часть масонской ложи была самой охраняемой, в неё могли входить только кандидаты на посвящение и офицеры ложи выполняя свои служебные обязанности. В эту святую часть нельзя было входить ни до заседания ложи ни даже после, так же нельзя было напрямую пройти через клетчатый пол срезая себе путь от южной стены к северной, нужно было идти в обход. Предназначение данного клетчатого пола станет понятным в следующей теме, где будет рассматриваться церемониал, вдаваться в подробности сейчас не имеет смысла. Именно в этой части ложи находится Масонский алтарь, имеющий такую же святость как и алтарь в Церковном храме. В данную часть ложи может зайти только уполномоченное должностное лицо, как к алтарному столу Церковного храма может подойти только дьякон.

Обычная Масонская ложа
Обычная Масонская ложа

8. Переезд алтарного стола на восток в Церковных храмах.

Теперь необходимо небольшое историческое разъяснение о двух святых местах храма любой из цивилизаций. В старые времена в Церковных храмах алтарный стол был расположен по середине храма, а восточная часть храма считалась особым местом для церковного начальства (священника, Епископа - «горнее место»). В старые времена минимум дьякон мог подходить как к алтарному столу, а так же входить в восточную часть храма, обычным прихожанам это было категорически запрещено. Таким образом в старину в Церковных храмах было 2 почитаемых места, расположенных в отдельных частях храма (алтарный стол в центре и восточная часть храма для начальства).

В восточных Церквях (Православных) и некоторых Западных церквях (Католических), произошла реформа немного вводящая людей в заблуждение. Алтарный стол, для экономии места, переехал из центра храма в восточную часть храма (полукруглую апсиду) или просто к восточной стене (если апсиды нет). Таким образом два отдельных храмовых места слились воедино, а вся восточная часть храма была не совсем обоснованно переименована в алтарную часть. Устройство Масонской ложи полностью сохранило древние религиозные традиции, их алтарный стол расположен как и раньше по центру ложи, а в восточной части ложи как и во все древние времена восседает начальство. Таким образом устройство Церковного храма и Масонской ложи полностью идентичны по своей технической сути.

-20

Вернёмся к алтарю в Масонской ложе. Он обычно располагается по центру главного помещения ложи, а рядом с ним стоит лампадка со «священным огнём», точно так же как в любом Церковном храме есть лампадка над дарохранительницей (ларец где храниться освещённое причастие). Этот «священный огонь» горит ровно год, затем тушиться и зажигается снова во время особой церемонии и праздника. Православные Христиане например зажигают священный огонь в своих храмах от «благодатного огня» ежегодно появляющегося в Иерусалиме на пасху (читай тему №153 Азбуки).

На алтаре ложи расположена священная книга какой-либо из мировых религий (обычно это Евангелие от Иоанна). В предыдущих темах Азбуки я уже упоминал, что сегодня у Масонства нет своей собственной религии, которую бы они защищали и продвигали как Церковь Христианство. Но так как большинство масонов это представители Западной Христианской цивилизации, то именно священная книга этой религии, с особым почётом и уважением храниться на алтаре. В восточных странах вместо библии может лежать Коран или Веды. Если ложе присутствуют люди разных религий, то на алтаре может находится несколько религиозных книг одновременно.

Обычная Масонская ложа
Обычная Масонская ложа

9. Подсвечники и звёзды в ложе.

Теперь нам осталось быстро перечислить другой инвентарь и религиозные предметы в Масонской ложе. Рядом с каждым из высших должностных лиц (RWM, WSW и WJW) расположен подсвечник, являющийся аналогом алтарных свечей в Церкви. За креслом RWM на восточной стене ложи обычно находится пятиконечная звезда серебряного цвета, называемая «звездой посвящения». Когда масона возводят в новое звание, горящая от электричества пятиконечная звезда, сильно увеличивает мощность своего свечения, что якобы символизирует согласие Планетарного Царя на присвоение нового звания. Конечно в Масонской ложе это лишь символ, но постоянному читателю на примере третьего посвящения Кришнамурти Джидду известен оригинал данного чудесного явления (читай конец тему №166 Азбуки). Такую пятиконечную звезду Кришнамурти носил как медаль на своём пиджаке, она же была символом общественной организации созданной для него (орден Звезда Востока).

-22

В потолке ложи над алтарём обычно находится шестиконечная звезда, называемая «пылающей» или «Божественной звездой». Нередко на этой звезде изображается буква «G» означающее слово «God — Бог». Семиты (Евреи) писали на звезде «YHVH» означающее Иегова. Уже давно данная звезда светится от электричества и в кульминационный момент Масонского церемониала, светится особо сильно, символизируя излияние Божественной энергии в ложу. Настоящее излияние энергии доступно для непосредственного наблюдения, как в Масонской ложе так и в Церковном храме, только экстрасенсу. В Масонских ложах теософского типа, вместо буквы G на звезде находится более древний и правильный символ змеи кусающий свой хвост, издавна являющийся знаком вечности или Бога.

Обычная Масонская ложа
Обычная Масонская ложа

10. Остальной инвентарь и символы.

Помимо вышеуказанного, вероятнее всего, в Масонской ложе будет присутствовать множество различных символов, например изображение лестницы, Солнца, Луны, скрещенных треугольников, семиконечной звезды, грубый не отёсанный камень и гладко отполированный, небольшие колонны главных офицеров и.т.д.. У нас нет времени и задачи рассматривать этот символизм, так как он либо не участвует в церемониале вообще либо является лишь сивмолом. Желающие могут самостоятельно ознакомиться с ними в книге Ледбитера 1926 года ««Hidden Life in FreeMasonry — Жизнь скрытая в Масонстве». На этом мы закончим рассматривать устройство Масонской ложи ведь всё, что нам действительно было необходимо мы уж перечислили.

Читателю известно, что в Церкви есть специальный церемониал по «освещению храма», который обычно производится по окончанию его строительства и ввода в эксплуатацию (читай тему №141 Азбуки). Его цель, помимо общего очищения, состоит в сообщении Ангелам о том, что данное здание (храм) специально предназначено для оказания религиозных услуг в том числе евхаристии. Возможно Ангельские начальники закрепят за таким храмом отдельного Ангела, который на постоянной основе будет прилетать в него во время каждой евхаристии. Но главная цель освещения храма заключается в том, что бы 7 самых высоких Ангельских руководителей (Дэвараджи) установили особую связь с шестью алтарными подсвечниками и алтарным крестом (или семью алтарными подсвечниками, если крест не используется). Если в храме использующуюся драгоценные камни (на алтаре, в стенах), то 7 вышеуказанных Ангелов (Дэвараджи) так же установят связь и с ними. Помимо этого, отдельный Ангел мудрости установит связь с храмовой книгой Евангелие, отрывки из которой обычно читаются в соответствующей части евхаристии.

Каждый раз когда алтарные свечи в храме будут зажжены, связанные с ними Ангелы (Дэвараджи) сразу же узнают об этом (читай тему №147 Азбуки). Каждый раз когда дьякон будет открывать храмовое Евангелие для чтения прихожанам отрывка из него, Ангел-мудрец сразу же узнает об этом и попробует озарить умы прихожан нужными мыслями. Процедура освящения храма вовсе не является обязательной для оказания религиозных услуг священником, но она крайне полезна для самих же прихожан ибо потенциально улучшает качество евхаристии.

В Масонстве есть полностью аналогичная Церкви процедура по «освящению ложи». Её цель точно так же состоит в вызывании высокопоставленных Ангелов (Дэварадж) и сообщении им, что данное помещение есть Масонская ложа, где будет совершаться религиозный церемониал. Приглашение Дэвараджей совершается интересным способом, освящающий ложу офицер разбрасывает семена пшеницы в направлении северной стены ложи, в ответ на это прилетает Великий Ангел земли (чья аура имеет золотистый цвет) с множеством подчинённых ему Ангелов. Проливание освещающим офицером вина в направлении южной стены ложи, приводит к появлению Великого Ангела воды (чья аура имеет синий цвет) с множеством подчинённых ему Ангелов. Приношение масла у западной стены ложи приводит к появлению Великого Ангела огня (чья аура имеет алый цвет), с подчинёнными ему Ангелами. Приношение соли у восточной стены ложи призывает Великого Ангела воздуха (чья аура имеет серебристый цвет), с подчинёнными ему Ангелами.

Далее процесс схож с Церковным, три Дэвараджи установят связь с тремя подсвечниками, которые расположены у пьедесталов RWM, WSW и WJW. Каждый раз когда на них будут зажигаться свечи, соответствующий Девараджа узнает об этом. Кроме того, Великие Ангелы приказывают своим подчинённым Ангелам запомнить вышеперечисленных должностных лиц и их личные символы, находящиеся на их груди. Но для чего они это делают мы будем говорить в следующей теме.

Четвёртый Дэвараджа, вероятнее всего, устанавливает связь с религиозной книгой лежащей на алтарном столе. Каждый раз когда она открывается и на ней размещаются символы циркуля и угольника, какой-то из Девараджей сразу же узнаёт об этом. Четвёртый Девараджа точно также приказывает своим подчинённым Ангелам запомнить должностных лиц в ложе и их символы.

Все вышеуказанные четыре Великих Ангела называемых в Индии Дэвараджами известны в древнем Египте под именами четырёх братьев Гора (или четырёх сыновей Гора), они изображались людьми с головами животных, стоящими на листе лотоса перед телом Осириса. В погребальной камере с мумией, они изображались в виде сосудов, хранящих внутренние органы вынутые из усопшего. Египтяне и Индусы точно знали какой орган человеческого тела с каким из четырёх Девараджей связан. Масоны возможно об этом лишь догадываются вникая в особенности своего церимониала.

-24

Всё вышесказанное наглядно демонстрирует полное сходство по своей сути Церковных храмов и Масонских лож.

Продолжение следует...

Справочная информация.

Данная статья является неотъемлемой логической частью большого трёхтомного сборника статей о Теософии автора Петра М. Сейчас Вы читаете третий том под названием «Азбука загадок человечества» (в него входят темы №100 - ). Второй том называется «Азбука Теософии» (в него входят темы №27-99). Первый том называется «Азбука Астрального мира» (в него входят темы №1-26).

Навигационные ссылки: содержание первого тома; содержание второго тома; содержание третьего тома.

При создании данной статьи использовались, частично или полностью, изображения следующих авторов: