Найти тему
Александр Чернышев

Россия – в аутсайдерах

-2

Абел Гезевич Аганбегян — советский и российский учёный-экономист армянского происхождения, доктор экономических наук (1963), член-корреспондент АН (1964), академик АН СССР (1974), ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (1989—2002).

В годы перестройки был советником генерального секретаря ЦК КПСС м. С. Горбачева по вопросам экономики.

Окончил Московский государственный экономический институт (1955).

Родился. 8 октября 1932 г., Тбилиси, СССР.

Чернышев А.К.

В газете «Собеседник» №13 2023 г. опубликовано интервью Елены Скворцовой с академиком РАН Абелом Аганбегяном.

Решил познакомить, посещающих мой Блог, только с частью данного интервью. Остановился только на тех высказываниях академика, в которых он указывает на грубейшие ошибки со стороны правительства, которые оно допускает в своей деятельности в области экономической политики. В заключении своего интервью он предлагает набор мер, которые, по его мнению, будут способствовать экономическому росту.

Основным показателем для характеристики экономики любой страны является ВВП. Такие данные по многим странам приводятся Абелом Аганбегяном. Он считает, что по этому показателю Россия относится к странам аутсайдерам.

После знакомства с размышлениями профессора по поводу состояния российской экономики, находишься в состоянии непонимания о причинах, почему правительство не руководствуется предложениями учёного.

Интервью Елены Скворцовой.

Абел Аганбегян

В 2022-м западные страны наложили на Россию 13596 санкций. Ни одно другое государство в мире не имеет столько ограничений. Между тем премьер Михаил Мишустин недавно заявил: по итогам минувшего года экономика РФ вышла на траекторию роста. А вот по итогам первых месяцев 2023 г. Минфин зафиксировал огромный дефицит бюджета на – 2,58 трлн. Рублей. Экономика растёт или падает? Обсуждаем с академиком Абелом Аганбегяном.

Елена Скворцова. А вы не допускаете, что цифры статистики могут лукавить? Тем более сейчас, когда Минфин скрыл многие показатели …

Абел Аганбегян. Нет. Посмотрите вокруг. В магазинах нет ажиотажа, пустых полок, вкладчики не осаждают толпами банки … И тем не менее розничная торговля просела на 10%. Но это говорит о том, что люди меньше покупают, т.е. их доходы падают.

Елена Скворцова. То есть действия властей достаточны?

Абел Аганбегян. Конечно, многое можно бы улучшить, но в целом баланс неплохой. Есть, конечно, и трагические ошибки. Так, введены пошлины на вывоз зерна, и его закупочная цена снизилась на 15%, притом, что все цены поднялись на 14%. И вышло, что при рекордном урожае фермеры оказались в убытке. Надо немедленно отменять эти пошлины, иначе в зерновом хозяйстве будет катастрофа.

Елена Скворцова. Многие бизнесмены ругают ЦБ за то, что не опускает ключевую ставку, в итоге деньги не попадают в производство. Они правы?

Абел Аганбегян. Худшее, что есть в нашей экономике, это финансы.

Елена Скворцова. Помнится, в 2015-м Набиулина получила премию Euromoney как лучший в мире глава ЦБ …

Абел Аганбегян. Это было. Но я так не считаю.

В любом случае это не только вопрос текущей ситуации, а глубокая проблема нашей социально-экономической системы. По всем финансовым показателям мы занимаем в мире место, близкое к сотому.

Из-за слабости и отставания финансов России вот уже 30 лет топчется на месте. Мы не создали развитого рынка капитала и конкурентной среды, поэтому у нас нет двигателей экономического роста.

При текущей процентной ставке сколько-нибудь длительной инвестиционный кредит (ИК) невыгоден. Из 120 трлн. Банковских активов ИК на начало 2023-го составляет всего 2 трлн. Стран, где была бы аналогичная ситуация, я больше не знаю.

Далее. Внебанковские фонды длинных денег (накопительные пенсии, средства страхования, паевые фонды и т.д.) составляют меньше 20% ВВП РФ. Для сравнения: такие фонды в США составляют 200% ВВП, а в ЕС – 120%. Так о чём мы говорим.

Елена Скворцова. Почему на ваш взгляд, ничего не делается для исправления ситуации?

Абел Аганбегян. Вопрос не ко мне. Но прочитайте отчёт ЦБ – там вообще нет слова «инвестиции». Можно сказать, что Банк России повернулся спиной к главной нашей болезни – проблеме социально – экономического роста.

Елена Скворцова. Виновата Набиллиуна?

Абел Аганбегян. Дело не в персоналиях – но она не создала нынешнюю банковскую систему. Я лишь хочу сказать, что любой показатель в этой сфере удручающий. Ещё пример – отношение денег к ВВП: в России это 51%, а в том же Китае – 218%. Надо ли удивляться, что КНР развивается на 7% в год, а мы топчемся на месте?

Елена Скворцова. С высоких трибун всё время говорит о необходимости развития, в том числе инновационного. Наблюдаете подвижки в этом направлении?

Абел Аганбегян. Нет. Хотя нельзя сказать, что ничего не делается. Но, смотрите, в России по-прежнему всего 7 суперкомпьютеров (а это основа для развития искусственного интеллекта и связанных с ним технологий), в то время как в Китае их 198! И так практически во всех сферах. Нужно заниматься будущим заделом. А для этого необходимы совсем иные подходы. В первую очередь следует подтягивать фундаментальные вещи, в том числе переориентировать банковскую систему, коренным образом менять правила кредитования.

Нужны пятилетки – не как в СССР, а как в Китае: стратегические индикативные планы, вокруг которых группируется и частный сектор, и государство, помогая дешёвыми кредитами, и субсидиями, и собственным участием … Вот этим надо заниматься, чтобы через несколько лет раскрутить на серьёзный рост.

Россия – в аутсайдерах

Абел Аганбегян: «С 1991-го Россия увеличила свой ВВП лишь на 17%, а Европа за последние 30 лет при растила его на 50%, США на 100%! Постсоциалистические страны – Польша, Болгария, Венгрия, Чехия, Словакия, Хорватия, Словения – увеличили свой ВВП в 2,5 раза. Развивающиеся – Индия, Бразилия, Индонезия, где в каждой населения больше чем в России, - за 30 лет выросли от 3 до 5 раз. А Китай в 7 раз. Какие ещё вопросы?

Газета «Собеседник» №13 2023 г. Елена Скворцова «Доходы падают. Люди беднеют».