ВВЕДЕНИЕ
Учением Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Христовой является Божие Откровение, сформировавшее на различных исторических этапах жизни Церкви её Священные Предание и Писание.
Священное Писание – это вся Библия, т.е. книги Ветхого и Нового Заветов. Преданием же Церкви, согласно Пространному Христианскому Катехизису святителя Филарета (Дроздова), является то, «что истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки – потомкам: учение веры, Закон Божий, Таинства и священные обряды».[i] Далее святитель Филарет говорит о том, что Предание древнее Писания: «Древнейший и первоначальный способ распространения Откровения Божия есть Священное Предание. От Адама до Моисея не было Священных книг. Сам Господь наш Иисус Христос Божественное учение Свое и установления передал ученикам Своим словом и примером, а не книгой. Тем же способом сначала и апостолы распространяли веру и утверждали Церковь Христову. Необходимость Предания видна и из того, что книгами пользоваться могут не все, а Преданием все»,[ii] и для чего нужно, и насколько необходимо нам Священное Предание: «Предание нужно и теперь для руководства к правильному пониманию Священного Писания, для правильного совершения Таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления».[iii] О причастности же святоотеческих писаний и преданий к Преданию Церкви замечательно сказал Преподобный Викентий Леринский в своем определении принципа Consensus partum – «Согласия Отцов»:
«Должно сносить суждения только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа.
А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека».[iv] Иными словами того же Преподобного Викентия: «…всеми мерами надобно держаться того, во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все…»[v] святые отцы.
Но мы, чтобы подойти к теме нашего главного разговора, упомянем и о той стороне церковной действительности, которую обличал Господь наш Иисус Христос, говоря иерусалимским книжникам и фарисеям: «…хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?»[vi] Как мы видим, Господь, обличая презрение Божиих заповедей фарисеями и книжниками, так же называет их учение «преданием», но иначе – «преданием человеческим» очевидно для того, чтобы никто из нас не путал его с Богодухновенным Преданием Церкви. Когда некто в Церкви, или даже целые поместные церкви или соборы учат иному, чем Священные Писание и Предание, то все таковые «учения и заповеди человеческие» имеют только лицемерную личину заповедей Божиих! Они не управляют чад Церкви в Царствие Небесное, но губят и лишают их спасения и блаженной Вечности! Это происходило в Ветхозаветной Церкви, это же – с какой-то особо «эффективной» пагубностью, – происходит и с нами! Примером «заповедей и преданий человеческих» является, например, современное синкретическое учение экуменизма, проповедующее извращенно понимаемое «богозаповеданное единство» Православных Поместных Церквей с сообществами еретиков и раскольников!
Но напрасно многие и многие православные христиане считают эту современную ересь главной проблемой Православной Христовой Церкви! По нашему глубокому убеждению, экуменизм, модернизм и прочие «измы» и лжеучения, являются лишь индикаторами и показателями того, что гораздо опаснее и страшнее – утраты нами, православными христианами, личного христианского благочестия, признаками нашего непонимания заповедей Божиих, неприятия их безусловных и спасительных требований и – следовательно, - нашей неправильной, не угодной Богу, христианской жизни! Мы с вами, при этом, можем десятилетиями посещать храмы, приступать к Таинствам и даже искренне негодовать на тех, кто вводит в церковную жизнь ереси и лжеучения, но, тем не менее, оставаться вне Христа, вне Богочеловеческого организма Церкви, а значит - вне возможности своей искренней христианской жизнью, искренностью своих молитв умилостивить Спасителя к очищению Матери-Церкви от еретической и модернистской заразы!
Лжеучения и ереси вырастают, как вырастают грибы и плесени лишь на том, что умирает и лишается жизни! Они есть признаки разложения в народе Божием христианских сознания и благочестия, признаки катастрофического обмирщения церковных институтов, которые как раз и долженствуют сохранять христиан от влияния мира, который «лежит во зле»![vii] Лжеучения и ереси, есть знамения «соли обуявшей»[viii] и «светильников угасших»[ix]! Впрочем, даже в медицине есть средства, способные обратить некротические процессы вспять! Господь же наш есть «путь и истина и жизнь»[x] и тот, кто соблюдет слово Его, «не увидит смерти вовек».[xi]
Итак, о том, что:
· заповеди Господа нашего Иисуса Христа имеют характер безусловных принципов нашей правильной христианской жизни и нашего спасения, и пойдет речь в этом и последующих материалах. Так же мы постараемся с помощью Святого Евангелия обосновать и доказать следующие тезисы:
· главным примером для нашей правильной христианской жизни является Сам Совершенный Человек и Господь наш Иисус Христос;
· учение Господа нашего Иисуса Христа требует от всех Его учеников, находящихся в браке и девстве, самоотвержения, посильного отвержения мира и отречения от мира, который весь «лежит во зле».[xii]
Поясним их. Мы исповедуем, что Господь наш Иисус Христос есть Совершенный Бог и Совершенный Человек. Совершенное человечество Христово безусловно имеет в себе зримое блистание Его Совершенного Божества и, тем не менее, «Бога человеком невозможно видети, на негоже не смеют чини ангельстии взирати…».[xiii] Мы глубоко убеждены, что Господь Своим воплощением от пречистых кровей Приснодевы Марии показал нам не столько Себя – Бога, сколько Себя – Совершенного Человека, совершенство Которого не является для Его последователей и учеников чем-то невозможным и недостижимым! Скажем больше: Господь показал нам в Своем совершенном человечестве нас самих - такими, какими бы хотел видеть Сам! Доказательством этому служат слова Спасителя: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня»,[xiv] в которых Господь указывает на Себя как на Истину и Путь, следуя которым, мы несомненно придем в Жизнь Вечную; слова: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет»;[xv] слова: «Я есмь лоза, а вы ветви…,[xvi] а также сказанное Им Своим ученикам на Тайной Вечере: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду».[xvii] Потому прославленные Церковью во святых монашествующие и зовутся «преподобными», что всей своей жизнью – постом, молитвой, смиренномудрием и любовью, - они стремились быть подобными Господу Иисусу Христу. Поэтому познаваемое нами Совершенное Человечество Христово является для нас главным примером для нашей правильной христианской жизни и нашего спасения.
Говоря о третьем тезисе, необходимо сначала указать на то общепринятое в православной среде мнение, что христиане должны либо жениться и выходить замуж, либо «идти в монастырь», причем почти всегда сам собою разумеющимся представляется именно брак; приводятся в пример слова Божии, сказанные в последний раз аж праотцу Ною: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю…»,[xviii] и даже слышатся концепции, что человечество, размножаясь, «должно пополнить число отпавших от Бога ангелов»...
Мы не согласны с данными взглядами и считаем самым уместным указать, согласно первому нашему тезису, на пример Спасителя, Который прожил именно безбрачную жизнь. Брак, разумеется, более естествен падшему человеческому естеству, и если бы брак и безбрачие были, если можно так выразиться, равноспасительными, что помешало бы Господу нашему Иисусу Христу, вступив в брак, указать на него, как на путь «царский», срединный, следуя которым ученик Христов не уклонялся бы ни на «десно», ни на «шуе»? Ничего! Ни Совершенное Божество Спасителя, ни Его Совершенное Человечество, буде такова Его воля, не были бы унижены браком! Но Господь, благословив брак в Кане Галилейской[xix], тем не менее, указывает нам на пример собственной безбрачной жизни – «Я есмь путь…». На возглас апостолов: «…если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться», Господь ответил: «не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит»[xx], где слова «Кто может вместить, да вместит» указывают, на наш взгляд, именно на волю Божию, а не только на Его пожелание!
Подобный же взгляд на данную проблему демонстрирует всё Святоотеческое Предание, или вот, например, «Пространный Христианский Катехизис» святителя Филарета (Дроздова): «Не всем должно вступать в брак. Девство лучше супружества, если кто может в чистоте сохранить его…».[xxi] И вот сейчас самое главное: совсем не означает, что вступающие в брак христиане ориентируются своей жизнью на обычную жизнь внешнего, светского мира, а ведь именно так и считается в большинстве случаев новобрачными. В брак ученики Христовы – давайте именно так понимать наше христианство, - вступают, чтобы не «разжигаться»[xxii] плотской похотью, и если понимать христианскую жизнь как ежедневную аскезу ради исполнения заповедей Божиих, ради усвоения сердечной чистоты и спасительного смирения, то христианский брак, это брачный союз двух аскетов, двух Христовых учеников, которые примером для своей жизни избирают жизнь своего Божественного Учителя - Совершенного Человека и Господа нашего Иисуса Христа! Более подробно по данным вопросам мы постараемся сказать в следующих материалах.
Для придания нашему повествованию системности, возьмем лучшую из имеющихся систем мысли – Наибольшие Заповеди Божии и Евангельские Заповеди Блаженства. По ходу повествования мы так же постараемся по возможности сказать обо всех заповедях Христовых, которые содержатся во Святых Евангелиях. Господи, благослови!
[i] Святитель Филарет Московский (Дроздов), «Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви», п. 17.
[ii] Там же, п. 21.
[iii] Там же, п. 24.
[iv] https://azbyka.ru/soglasiya-otcov-princip-consensus-patrum
[v] Преп. Викентий Леринский «О вероизложениях вообще, или об общем характере православной догматики».
[vi] Марк., 7; 7-9; Матф., 15; 1-9.
[vii] 1Иоан., 5; 19.
[viii] Матф., 5; 13.
[ix] Матф., 25; 8.
[x] Иоан., 14; 6.
[xi] Иоан., 8; 51.
[xii] 1Иоан., 5; 19.
[xiii] 9 песнь канона 6 гласа.
[xiv] Иоан., 14; 6.
[xv] Иоан., 10; 9.
[xvi] Иоан., 15; 5.
[xvii] Иоан., 14; 12.
[xviii] Быт., 9; 1.
[xix] Иоан., 2; 1-11.
[xx] Мф., 19; 10-12.
[xxi] Святитель Филарет Московский (Дроздов), «Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви», п. 360.
[xxii] 1Кор., 7; 9.