В старой России слепые нанимали поводыря и шли за ним вереницей по городам и весям, распевая песни и собирая милостыню. Они шли по миру, не видя его красот, не отличая одно место от другого. Брось поводырь их посреди дороги, и они становились беспомощными, как младенцы. Их грело солнце, мочили дожди, шум листьев и пение птиц долетали до их ушей. Они слышали живую разговорную речь, а когда шли по святым местам, Божье слово было доступно их сердцам. «Не всё можно увидеть глазами, зорко одно лишь сердце», – сказал один из героев «Маленького принца» Экзюпери.
Общество, лишённое цели и смысла существования, напоминает вереницу слепых, бредущих без поводыря. Ориентироваться на слух бессмысленно: мир наполнен бранью, блатной фразеологией, бездушными механическими песенками. Остается одно – открыть своё сердце вечной мудрости, вечным книгам, среди которых первой по праву считается Библия. О значении её для верующих христиан вообще говорить не приходится. Но и среди неверующих людей очень много читателей и почитателей Священной книги.
Библия – это символ и знамя культуры почти двух тысячелетий. По Библии, в соответствии с её канонами, рождаются и умирают, женятся и выходят замуж, воспитывают и наказывают, судят и правят, учатся и творят. На Библии клянутся, как на самом святом из того, что только можно отыскать на земле. Библия давно и бесповоротно вошла в плоть и кровь повседневной жизни и разговорный язык. Крылатые слова и выражения, заимствованные из Библии, могут составить довольно большую книгу. Мы порой и сами не замечаем, насколько наша речь насыщена библейской афористикой.
В своё время я очень сильно удивлялся, что такие выражения, как «кто не работает – тот не ест», «отряхнуть прах с своих ног», «поднявший меч от меча и погибнет», «власть тьмы», «не оставить камня на камне», являются цитатами из Библии. Мне казалось, что их придумали или пламенные революционеры, или, в крайнем случае, философы Просвещения. Не приходило в голову, что такие, в сущности, очень привычные выражения, как «в огонь и в воду», «знамение времени», «камень преткновения», «красная нить», «невзирая на лица», «от избытка чувств», «соль земли», также взяты из Библии. Обогащённые великой мудростью, мы присвоили себе это богатство, позабыв о благодарности.
Но, оказывается, что и сердца наши слепы. «Чту, но не разумею», – как писал древнерусский епископ, философ и публицист Кирилл Туровский. Много развелось в наши дни фарисеев и книжников, которых не жаловал ещё Иисус. Каждый из них приспосабливает Священную Книгу под свои интересы. Кто-то размахивает Библией как цитатником Мао Дзэдуна, чтобы доказать в споре свою правоту по любому поводу. Кто-то обращается к Библии как к уголовному кодексу, чтобы найти оправдание всем своим грешным делам и безумствам. А кто-то использует священное слово, чтобы «свою образованность показать», забывая истину о «мёртвой букве» и «живом деле», поскольку не всегда знание Священной книги сопряжено с пониманием её глубины.
Кирилл Туровский (около 1130-1185) ещё восемьсот с лишним лет назад писал о слепоте сердца, не позволяющей разглядеть истину и направить её во благое дело. Происходил философ из богатой и знатной семьи города Турова. С юности отличался любовью к познанию, читал богословскую литературу. Стал монахом Борисоглебского монастыря, на окраине Турова. Вёл строгую монашескую жизнь, прославился блестящими литературно-богословскими трудами. В 1162 году не только по воле князя Юрия Ярославича, но и по желанию горожан стал епископом. Пользовался огромным авторитетом как человек высоких нравственных качеств и истинный подвижник.
Среди его многочисленных произведений выделяется «Притча о человеческой душе и теле» (или «Повесть о слепце и хромце»). В этом труде рассматривается связь духовного (небесного) и телесного (земного) в человеке, а также, по аналогии с этим, во взаимоотношениях церковной и светской власти. Автор предлагает не просто прочесть его труд, но вдуматься в его смысл и постараться действовать в согласии с убеждениями: «Давайте не просто проговорим языком, написанное произнося, но, с рассужденьем вчитавшись, постараемся делом исполнить это». Свойства Творца непостижимы, но через порядок мироздания человек может познавать Божье «величие, и силу, и славу, и благодать, которую творит самовластно...»
Но всё-таки предпочтение Кирилл Туровский отдает книжному знанию: «потому что оно – сокровище вечной жизни». Он обращается с призывом не просто читать и почитать, но полагаться при этом на разум, стараться понять прочитанное или услышанное если не самому, то с помощью знающих людей. Он призывает к упорству в знаниях, и тогда Бог, видя «подвизанье твоё к святым книгам», вразумит. Иначе говоря, вера, не основанная на разуме, слепа. Но и разум бессилен, если человек печётся не столько о душе, сколько о теле, начинает потворствовать своим чувствам и отклоняется от христианской морали.
Выбор, в конце концов, оказывается между добром и злом, Богом и дьяволом. Путеводная звезда при этом – правда. Не фарисействуй, не лги себе самому, не затемняй ясности ума и сердца туманными словесами, не только словом, но и делом стремись к праведной жизни. Творческое, сознательное отношение к жизни, стремление к высшему, духовному имел в виду философ, когда говорил: «Не будьте слепы, живя бесплодно и заботясь о чреве».
Кто знает, не слепотой ли разума и сердца вызваны действия «сильных мира сего», составляющих коллективный Запад, которые прямиком ведут мир к гибели. Многие эксперты видят в этих действиях какую-то необычную хитроумную политику, просчитанную незаурядными умами. «Они играют в долгую», – с восхищением говорят они о западных глубинных игроках на мировой арене. А существует ли на самом деле эта хитроумная политика? Этот глубинный расчёт? Эта игра в долгую? И что хорошего может произойти в мире, если поводыри, допустим, и не слепы, а попросту безумны.