Найти тему
Вокал без границ

Процесс работы над чистотой интонирования. Слух и его воспитание. Отвечаю подписчикам

Записаться на индивидуальные занятия можно по электронной почте в описании канала.
Записаться на индивидуальные занятия можно по электронной почте в описании канала.

Недавно мне пришел интересный запрос от подписчика, который занимается с профессиональным педагогом по вокалу, но все еще не может преодолеть фальшь в пении.

Здравствуйте, Вера! Вы пишете, что занимаетесь развитием слуха. У меня такая ситуация: пою с детства, непринуждённо, мелодию слышу хорошо, могу повторить во многих случаях, кроме каких-то сложных модуляций. Но очень часто занижаю, где-то на треть полутона. У меня есть тренажёр Roland VT-12, типа тюнера, который показывает высоту звука. А также делаю записи и анализирую их мелодайном. Делаю запись темы гармошкой и ей подпеваю. Короче, чего только не делаю. Если очень долго и тщательно «тянуть» каждую конкретную ноту в мелодии, то в конце концов получается «выучить дорогу», чтобы петь правильно. Но, во-первых, получается не мелодия, а набор нот, и из-за погрешностей в сумме мелодия всё равно звучит нестройно. Во-вторых, на следующий день в общем-то всё начинается снова. Бывает так, что я пою всю мелодию ровно на треть тона ниже. Но иногда это бывает и не так, и просто попадаю, с точностью до 3% от полутона, так, что никакой фальши не слышно. Непонятно, от чего зависит. Может быть в рамках одной записи часть точно, а часть — занижено. В целом скорее всё это это происходит где-то чуть ниже переходных нот. Притом я могу повторять эталонный тон уже с занижением и этого не слышать. Я уже сейчас (несколько месяцев) занимаюсь с профессиональным педагогом с профильным образованием, мне нравится то, что мы делаем (упражнения на дыхание, изучаем разный звук, развиваем направление звука, гласные-согласные и ещё много что делаем). Т.е. я вижу большой прогресс. Ещё до этого несколько месяцев учил разные песни, с постоянным контролем по записи. Но вот эта проблема занижения с места почти не движется. Преподаватель мне говорила про позиционное занижение — это я учёл, не помогло. Также мы занялись снижением прыжков гортани — это чуть помогло, но недостаточно. В целом, я всё равно не слышу, когда пою мимо, и мне кажется при всех стараниях, что всё правильно, до момента прослушивания. А в некоторых песнях только прибор показывает, что мимо (там, где есть вибрато или аккомпанимент скромный и нечему диссонировать). Радуюсь, когда удаётся спеть песню в пределах 20% отклонения от чистого тона, но отклонения носят случайный характер (то вверх, то вниз) и всё равно слышна грязь. Что Вы можете посоветовать? Я слушаю записи и понимаю, что есть люди, у которых просто хорошая координация от природы. Мне либо что-то мешает и нужно исправить, либо Бог не дал таланта хорошо петь и надо заняться чем-то, для чего я больше пригоден. Касаемо интенсивности занятий, последние полгода пою каждый день по часу, а то и по три. Т.е. нельзя сказать, что я мало занимаюсь и нет натренированности. [подписчик]

Отвечаю

По проблеме:

1. Идеально попадающих «во все и сразу» не бывает. У студентов и профессионалов есть такой термин «впеть произведение»- это значит как раз довести до эталона по всем пунктам, и чистоте иногда в том числе. Т.е. в вашем случае- это процесс.

2. Чистота- это как ни крути: внимание и координация. Это значит во-первых: вам нужно понимать в каких конкретно слогах конкретного слова/на какой букве что-то идёт «не так», уходит интонация, а значит внимание…Если вы с начала уже не попадаете: репетировать вступление, и далее, на каждом месте, где начинается фальшь. Это скрупулёзная работа, но ее делают и профессионалы с педагогами, просто быстрее.

Во-вторых, чтобы работать над местами, где началась фальш, нужна обратная связь от педагога. Т.е. педагог по идее должен ловить каждые неверные «пол слога», «букву», до вздоха. И ловить по всем составляющим, не только по чистоте. Поверьте я сейчас сама так продолжаю заниматься с солисткой театра. Расставляю прям в нотах где акцент, а где актёрски, а где интонация и т.д. Раньше это почти по буквам собиралось, потому как внимание может удерживаться только на одном! Хоть и учатся в вузах, чтобы до автоматизма петь и уже актёрским заниматься, но мы не роботы, всегда есть слабые неочевидные места, на которые указывает Режиссер/педагог/Дирижер.

3. Чистота пения и слух- это сольфеджио, а не постановка голоса, поэтому не все педагоги могут и хотят этим заниматься.

4. Вы пишете «попробовал учесть позицию- не сработало». По вашим словам очевидно, что вы как-то поверхностно восприняли эту рекомендацию. А это - внимание к позиции в конкретных местах песни, в конкретных слогах, конкретных слов в куплетах. Это не может не работать- это у всех основная проблема, просто места эти не все могут найти сами, и этих мест много. А нужно прям по строчкам чистить.

5. Что я делаю, когда правда «тяжёлый случай». Уверенна, что это- не про вас. Я поверх минуса записываю на диктофон ученику вместо голоса мелодию, сыгранную фортепиано, и прошу слушать постоянно. Или слушать ее/его удачную запись на диктофон, спетую и вычещенную со мной.

Ещё вариант отличный- это найти на сайте типа amdm.ru свою песню с аккордами и подыгрывать себе эти аккорды на фортепиано и петь. Это тяжело, но феерический результат. У меня так ученица «сложная» сама играет и поёт достаточно сложные песни, и при том без моей помощи- все чисто. Ведь в аккомпанементе гармония, поддерживающая мелодию, а слух у большинства людей как раз гармонический (мы слышим лучше когда играет мелодия с аккомпанементом, чем просто- одна мелодия). В общем пробуйте.