Итак, казалось бы: предыдущая статья нашего цикла о гражданской войне между конкистадорами в Перу — это явный финал. Мятеж разгромлен, все смутьяны в могилах. Однако на деле всё вышло не так — нам опять потребуется некоторое напряжение мозга и много текста, чтобы разобраться в ситуации. Попробуем-с...
Итак, да: и оба Альмагро, и все важные люди из числа их сторонников мертвы. От семьи Писарро тоже почти ничего не осталось: Эрнандо в Испании (ему навсегда запрещено возвращаться в Новый Свет, как помните), а Гонсало ещё в феврале 1541 ушёл открывать Амазонку, вернётся он уже после разгрома альмагристов (когда его никто уж не ждал увидеть живым). Ему останется только погоревать о втором погибшем брате и засвидетельствовать в Куско свою верность Ваке де Кастро.
Ситуация разрешилась, но мы-то ведь помним, как серьёзно к ней относились власти в метрополии. Теперь задачей Совета Индий стало сделать так, чтобы подобное никогда не повторилось. И тут последовал целый ряд решений.
Надеюсь, вы помните: при всём уважении к Кристобалю Вака де Кастро, он не рассматривался как постоянный новый правитель этих земель. Изначально его посылали лишь для проведения расследования, суда и транзита власти новой администрации — какой бы она ни оказалась. Молодец, конечно, что вместо этого одержал военную победу над внезапным мятежом против короны, причём в крайне тяжёлой ситуации, но это ничего не меняло.
Вывод, который власти метрополии сделали из всей этой безобразной истории, был циничен, однако абсолютно логичен и справедлив. Конкистадоры молодцы, они завоевали для Испании огромные и богатейшие новые земли — однако увы, в вопросе управления землями этим людям доверять нельзя. Если колониями и дальше будут править плюс-минус те же, кто их завоевал — подобные истории обязательно будут повторяться. Ведь так-то не первый случай уже, просто самый громкий и кровавый.
Кроме того, Манко II Капак всё ещё не был пойман — он погибнет только через несколько лет. А тот факт, что мятежный бывший правитель инков легко пошёл на сговор с Альмагро-младшим, ну очень напряг метрополию. Если при том ещё вспомнить, что Альмагро-младший сам был наполовину индейцем, а таких людей среди конкистадоров из-за поощрения смешанных браков и узаконивания детей от наложниц уже накопилось великое множество...
...то что это получается? Многие военные лидеры в Новом Свете уже могут быть индейцам плюс-минус своими. Противопоставляться королевской власти.
И если бы в Совете Индий сидели не очень умные люди, они наверняка решили бы отказаться от былых принципов "женитесь на индианках, признавайте детей вне брака, если это христиане — то они наши". Провозгласили бы идеи расовой чистоты (благо что это не ново для Испании) и так далее.
Но как я уже отмечал, в Совете Индий сидели как раз очень умные люди, да и сам Карл V был очень умным человеком. Поэтому решение вышло строго обратным.
Чтобы индейцы (а их-то в Америке по-прежнему миллионы, когда как испанцев тысячи) не восставали, нужно полноценно интегрировать их в общество колоний, сделать такими же подданными империи, как и все остальные. Что голландец в Нижних Землях, что индеец — второй даже лучше чем-то, потому как уж точно не протестант.
Кроме того, нужен даже не просто какой-то назначенец из Испании во главе всей этой конкистадорской вольницы с "властью на основе авторитета", которую в комментариях справедливо сравнили с казаками. Нет: здесь нужна настоящая администрация европейского образца. Нужно такое же вице-королевство, как в Италии, например.
На все эти логичные соображения удачно наложился другой фактор. Кипучую деятельность по защите прав индейцев всё ещё вёл Бартоломе де лас Касас. А когда два могучих конкистадорских "клана" явно дискредитировали себя и коллег устроенной на ровном месте войной — его слова в Вальядолиде начали звучать актуальнее, чем прежде.
Уже в ноябре 1542 года (то есть буквально сразу после разгрома мятежа) всё это привело к трём... или двум с половиной важнейшим решениям.
Раз: вместо былого административного деления на Новую Кастилию и Новое Толедо (фактически это вотчины Писарро и Альмагро, положенные им по праву завоевателей) образуется вице-королевство Перу. Во главе, понятное дело, уже с вице-королём. Конечно, надо продолжать завоевание Нового Света, и пусть конкистадоры дальше занимаются этим, однако власть теперь — это власть. Как в Европе. Военные ей лишь служат.
Полтора: не просто вице-король, а ещё и Королевская аудиенсия Лимы, то есть судебный и отчасти административный орган, опять-таки европейского типа. Где работают настоящие чиновники и юристы.
Три, и в целом главное. Принимаются Las Leyes Nuevas, "Новые законы" — Leyes y ordenanzas nuevamente hechas por su Majestad para la gobernación de las Indias y buen tratamiento y conservación de los Indios. И хотя они в целом-то продолжают тренд Бургосских законов, принятых ещё 30 лет назад — но всё же жизнь в Новом Свете сильно меняется.
Причём меняется прежде всего в пользу индейцев, если смотреть "с земли".
В следующих сериях цикла нам потребуется подробно рассмотреть как Новые законы, так и личности новой администрации Перу — потому что иначе вы никак не поймёте, что здесь многим конкистадорам настолько сильно не понравилось (хотя внимательно читавшие цикл уже плюс-минус догадываются).
Потому как увы: укрепить этот порядок без крови не получится. Уже очень скоро начнётся новое восстание, предводителями которого окажутся пока абсолютно верные королю люди — в общем-то те же, кто воевал против альмагристов.
Мы ещё в первом посте цикла, если помните, говорили: глобальные интересы государства, причём совершенно искренне направленные на общее благо, увы — далеко не всегда дружат с тем, как справедливость понимают конкретные люди. А трагедия именно этой ситуации в том, что тут "несогласные" — не крестьяне и не студенты, а как раз люди, завоевавшие Новый Свет.
Автор Алексей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient