Отечественной историей россияне интересуются больше, чем зарубежной. Интересно, что каждый второй опрошенный объясняет это так: "история объединяет". Таковы результаты исследования Института социологии РАН, представленные 20 июня на общем собрании Российского исторического общества.
При этом, как следует из того же исследования, большая часть сограждан учит историю по художественным произведениям и документальным фильмам и лишь 21 процент используют для этого учебники.
На общем собрании Российского исторического общества (РИО) были также названы ключевые исторические даты и мероприятия, запланированные на ближайшее время.
"Открытие мемориала в Гатчине мирным гражданам, ставшим жертвами нацистов во время Великой Отечественной войны, 80-летие снятия блокады Ленинграда, 80-летие Курской битвы и освобождения Крыма и Севастополя от фашистов. А также события "Русской весны" в Новороссии и воссоединение Крыма с Россией в 2014 году. Все эти события дадут новый импульс развитию современной исторической науки", — заявил председатель Российского исторического общества, директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин.
Глава РИО отметил, что природу нового этапа развития отечественной исторической науки определяют условия формирующейся ныне многополярности мира. В этой связи у отечественной науки появляется новая задача: встраивание российского исторического контента как максимум — в мировой, как минимум — в евразийский.
Особое направление развития РИО диктуется запросом на массовое качественное просвещение. Как известно, с 1 сентября 2023 года во всех российских вузах для студентов неисторических специальностей будет запущен обновленный курс истории в объеме не менее 144 часов, 80 процентов из которых отводятся на классическую контактную работу с учащимися — лекции и семинары.
"Мы ориентированы не на процесс, а на результат — знание учебника важно, но второстепенно, первостепенна живая среда коммуникации, которая формирует как знания, так и историческое мировоззрение", — подчеркнул Сергей Нарышкин. Именно поэтому важное место в мероприятиях РИО в будущем году будут занимать выставки, музейные экспозиции, доступ в архивы для тех, кто интересуется семейной историей, создание исторических фильмов и видеоигр.
"Мы понимаем, что роль учебника в университете все же второстепенна, — согласился с главой РИО заместитель министра Министерства науки и высшего образования РФ Константин Могилевский. — Тем не менее учебник — основа. И мы попросили историков подготовить в течение следующего учебного года типовые учебники истории России для основных областей знания. Также подготовлены методические рекомендации, типовая рабочая программа дисциплины для тех университетов, которые в такой помощи нуждаются. Исходим из того, что курс поможет сформировать у молодых людей, независимо от их будущей специальности, чувство патриотизма, ответственности за судьбу России перед будущими поколениями". Могилевский также подчеркнул, что иностранным студентам — а их в стране насчитывается свыше 350 тысяч — этот курс истории поможет лучше понять Россию.
Учебник для школ тоже почти готов, работа над ним будет закончена в 2024 году. Об этом сообщил академик, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, сопредседатель РИО Александр Чубарьян.
"В работе как над вузовским, так и школьным учебником мы опирались на базовые принципы исторической науки, — сказал Александр Чубарьян. — Во-первых, это принцип историзма. Он состоит в том, что судить о событиях и деятелях прошлых эпох с позиций сегодняшних представлений о добре и зле не исторично. Надо попытаться понять контекст события, без контекста учить историю неправильно. Во-вторых, принцип непрерывности. Нет ни России, ни истории России, начавшейся в 1991 году. У нас непрерывная история — России, СССР, Российской империи, Московского царства и княжеств Рюриковичей. Это единая история, которой скоро исполнится 1200 лет. Поэтому, в-третьих, важно соблюдать принцип синхронности — связывать события истории России и всеобщей истории. Важно понимать: мы живем в едином мировом пространстве, где все взаимосвязано".
Участники собрания согласились с тем, что государство должно определиться со взглядами на то, как преподается история. По мнению членов РИО, точно так же, как существует понятие государственного суверенитета, так же суверенна и историческая наука. "Мы должны сами решать, как преподносить историю, а не преподавать ее, исходя из толкования учебников фонда Макартуров, Сороса или других, — убежден директор Института российской истории РАН, член президиума РИО Юрий Петров. — Ведь сегодня против нас идет информационная война. Она направлена на всех, но прежде всего — на школьников и студентов. А они порой говорят о том, что во Второй мировой войне победили США". Неслучайно в этой связи Академия наук и Минобрнауки развивают сегодня сеть фундаментальных просветительских проектов. Используя научные исследования, организуются новые выставки и музейные экспозиции, создаются видеоигры и даже комиксы, рассказывающие о важнейших событиях и битвах Второй мировой войны и открывающие ее с неизвестной или забытой стороны.
Например, готовится серия выставок, повествующих о том, что в советско-финской войне 1939 года и в Великой Отечественной войне СССР противостоял не только Финляндии и Германии. С помощью архивных документов будет показано, что в советско-финской войне против СССР сражались "добровольцы" из Германии, Швеции, Венгрии, Норвегии, Польши, Италии, а также летчики из Великобритании и США. А во время беспрецедентной в современной истории блокады Ленинграда кольцо осады вместе с немецкими оккупантами держали войска из Финляндии, Бельгии, Норвегии, Испании, Италии, Румынии. В оккупации Крыма и Одессы помимо Германии участвовали Румыния и Хорватия.
"Знание этих фактов поможет привить нашим согражданам ту самую преемственность понимания истории, которая дает возможность иначе смотреть на поставки оружия странами НАТО Украине, — считает Юрий Петров. — И при такой интерпретации уже совсем в ином ключе видятся "добровольцы" из Польши, Германии и — далее по списку 1941 года, воюющие сегодня на Украине. Эти знания помогают иначе оценить и любимый тезис фальсификаторов Второй мировой войны. Мол, освобождение Советским Союзом Европы от фашизма — это "оккупация" и "рабство тоталитаризма". Будто вместе с СССР против фашизма не воевали поляки, чехи, а после открытия Второго фронта — США и Великобритания".
С Юрием Петровым солидарен и Александр Чубарьян. На собрании он анонсировал международный фундаментальный проект РИО по изучению истории колониализма со смещением интереса на Евразию и Африку.
"Изучение истории колониализма — это поручение президента России, — сказал Александр Чубарьян. — Это большая и неисследованная проблема. В мировой науке ее отличительная черта — полярность оценок: от "Черной книги колониализма" до его отрицания. И тут нам нельзя расслабляться. Не секрет ведь, что историография ряда стран бывшего СССР рассматривает свое пребывание в составе царской России, а потом Советского Союза как "антиколониальную борьбу за независимость". Наша цель — выработка согласованных международных подходов к изучению колониализма на основе глубокого научного анализа представителей научного сообщества разных стран".