В середине 19 века по Российской Империи разлетелась весть, что в Ставропольской губернии резко возросло овцеводство – что для купцов центральной части страны было настоящим золотником
Ярославский помещик с неплохой коммерческой жилкой Рукавишников быстро смекнул выгоду. Собрав весь свой капитал, он отправился на Ставрополье, где близ реки Большой Зеленчук образовался своеобразный овцеводческий кластер. Договорившись с местными чабанами, он практически в одночасье стал крупнейшим скупщиком шерсти и овечьей кожи, которую стал поставлять по всей империи.
Бизнес стал процветать, но время было неумолимо к пожилому купцу, поэтому за дело взялся его деятельный племянник Иван Лапин, которому на роду было написано прославить семейное дело в веках. Иван Васильевич быстро сменил профессию и стал ничуть не хуже овцеводов разбираться в шерстяном ремесле. Размышляя, как повысить объемы мериносовой пряжи, он пришел к выводу, что чистая вода Большого Зеленчука позволяет обходиться практически без моющих средств при обработке шерсти. А тут под руку подвернулся подходящий участок земли, который продавал горский князь Мушта Ахлов – и Лапин замахнулся на промышленные объемы.
Так, в 1889 году Иван Васильевич построил кожевенный завод с отдельной линией-каналом для мойки шерсти, а спустя 6 лет здесь появилась отдельная фабрика, с собственной электростанцией и моечной австрийской машиной. Механическая мойка позволяла «закрывать» огромные объемы, которые уже были востребованы в России. Со временем Лапин разработал и механику переработки отходов: в отдельном цеху он смастерил клееварку и мыловарку. Менее чем за 10 лет небольшой семейный бизнес стал всемирно известным. А фабрика Шерстяник была первой, кто открыл городу Невинномысску промышленное будущее.
Состояние фабриканта Лапина росло с космической скоростью и тратил он его на благотворительность. Свою станичную усадьбу он передал начальному училищу и из собственных средств выплачивал зарплату преподавателю, помогал финансово рабочим фабрики со строительством собственных домов, открыл при заводе фельдшерский пункт с круглосуточным постом, а к праздникам все сотрудники получали подарки.
Заботило Ивана Васильевича и благоустройство рабочего поселка. Он разбил сквер, построил кинотеатр и клуб-театр для занятий художественной самодеятельностью. Открытие прошло громко: 17 июля 1917–го здесь дали премьеру гоголевского «Ревизора».
Благородный купец умер в самом расцвете сил, оставив состояние, дело всей своей жизни и наказ помогать людям сыновьям Петру и Николаю. Потомки знаменитого шерстяника до сих пор живут на Ставрополье и в дни памяти знаменитого предка обязательно навещают построенный им театр.
Фото: Владимир Астапкович. РИА Новости
Валерия Поддаева