Дело в том, что я смогла побывать в своей Alma mater!
У каждого из вас, мои читатели и почитатели, есть Alma mater. Школа, техникум, институт. У меня — филологический факультет Санкт-Петербургского Государственного Университета. (Его часто называют Большим, потому что в Петербурге в 2000-х многие институты гордо стали называть себя университетами.)
Как выглядит эта таинственная Alma mater? Американцы считают, что так.
Раньше в здание филфака, а через него и во дворик, где сейчас расположен удивительный Парк скульптур, можно было пройти свободно. «Раньше» — это когда я там училась. В прошлом веке 😊 Сейчас всё строго. Почему? Объясняют это заботой о безопасности студентов.
Можно ли вам попасть на территорию Университета? Можно. Только нужно заранее, аж за пять рабочих дней, записаться на экскурсию. Подать заявку нужно на сайте https://spbu.ru/universitet/muzei-i-kollekcii-spbgu?id=7
Кстати, вам предложат не одну, а несколько разных экскурсий. Я собираюсь посетить все 😉
Описать и даже показать ВСЕ скульптуры, думаю, невозможно. Для этого нужно книгу написать. (Может быть, я когда-нибудь это и сделаю.) Расскажу вам о тех, что мне больше всего понравились.
Памятник, посвященный Николаю Васильевичу Гоголю. Писатель некоторое время преподавал в Петербургском университете. Читал курс по истории Средних веков. Материалы лекций потом вошли в его сборник «Арабески». Правда, Гоголь считал, что преподаватель из него никудышный. Его студенты думали иначе. А коллегам-преподавателям курс Гоголя не понравился.
«Нос» — так можно было бы назвать этот памятник. Но если присмотреться, то можно разглядеть намеки и на другие произведения. Например, «Невский проспект». Заметили абрис колокольни Петропавловского собора?
Недавно Марина Ингрид показывала в своем канале @lifeinengland Стоунхендж. У нас в Петербурге есть свой — Университетский Стоунхендж. Все эти камни привезены из университетов с разных континентов и стран. Меня, конечно, потянуло к итальянскому. Пригляделась, прочла табличку: от Университета Неаполя 😊
Интересно, что подарят СПбГУ в 2024 году? Ведь наш Университет будет отмечать юбилей — 300-летие. На его сайте сейчас идет отсчет: сколько дней осталось до праздника — 8 февраля.
Вавилонская башня, составленная из деталей разных механизмов, по цвету гармонирует с ближайшим зданием Jue de Paume. (Это «Дом для игры в мяч», первое в России крытое спортивное сооружение. Кстати, здесь же расположена университетская обсерватория.)
Люблю произведения Юрия Тынянова. «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара», «Восковая персона»… В 1927 году Тынянов написал повесть о… бюрократии: «Подпоручик Киже». Прозрачный «Киже» — человек, которого не было, — теперь живет в Университете.
Не знаю, как к нему относятся студентки-филологини. Но вот к Тони просто рвутся. Это маленькая бегемотиха. По легенде, она помогает выйти замуж. А для филологинь это актуально: на факультете преобладают девушки. Создал бегемотиху, а также улитку Владимир Петровичев. Улитка намного больше бегемота. И установлена перед входом на кафедру фонетики (улитка ведь напоминает ухо).
Я давно знаю этого скульптора. (Жаль, не лично.) И рассказывала про его кошку Василису и кота Елисея на Малой Садовой улице.
Отрадно было встретить в Парке любимых писателей.
Бродского. (Скульптор изобразил его голову на… чемодане, и кто-то сразу окрестил эту скульптуру «Голова профессора Доуэля».)
Александра Блока. (Долгое время это был единственный памятник поэту в Петербурге. Блок изображен как истово молящийся монах-столпник.)
Набокова. (Трубы органа — символ полифоничности его творчества. К сожалению, многие его знают лишь как автора скандальной «Лолиты».)
Анну Ахматову. Неподалеку — памятник ее сыну, историку, автору теории пассионарности Льву Гумилеву.
Прекрасен скульптурный портрет Антиоха Кантемира, поэта-сатирика и дипломата XVIII века. Он был одним из первых выпускников нашего университета.
Заставляет задуматься памятник Варламу Шаламову, человеку, не сломавшемуся в сталинских лагерях. Книги, которые он создал, — пример мужества.
Мимо памятника академику Иосифу Абгаровичу Орбели можно было бы пройти, но нужно остановиться и поклониться. Благодаря его мудрости и даже находчивости мы и сегодня можем любоваться в Эрмитаже полотнами знаменитых европейских художников. Он спас Рембрандта! А ведь его полотна в 1920-х годах хотели продать.
Есть и мистические скульптуры. Скамья, где тебе нашепчут решение ангел или черт. Кого ты послушаешь?
Можно протянуть руку в прошлое. Или в будущее.
И даже помолиться у изображения Ксении Петербуржской. Мемориальная доска, посвященная святой, появилась на стене школы при филологическом факультете в 2000 году. Это было первое скульптурное изображение во дворе филфака. (И, наверное, вообще в Петербурге. Потому что лишь в мае этого года на Смоленском кладбище открыли памятник Святой Ксении. На это кладбище, к часовне блаженной Ксении приезжают помолиться люди со всей России уже третий век подряд.)
А потом во дворе университета появилась скульптура Арсена Аветисяна «Размышление о Маленьком принце». (Кстати, это было предложение тогдашнего декана факультета.) Вокруг этой поэтической композиции и вырос Парк современной скульптуры.
Но принца найти нелегко )) Он действительно маленький. А на страницах книги, которую держит Арлекин (клоун, шут?), можно при желании прочесть строки Антуана де Сент-Экзюпери. И на русском языке, и на французском.
Небольшой двор филологического факультета заполнен скульптурами. Кажется, что не осталось свободного места, где бы можно было разместить новую. Первые преподаватели на факультетах Императорского университета. Томас Мур и Конфуций, Александр II и фонтан Ромео и Джульетты, отпечатки ладоней «К сему руку приложили» и неясный профиль архитектора Трезини…
Времени было явно недостаточно. Гид Алина переживала и пересчитывала нас, как молодая утка первых утят. (Уж пусть она простит меня за такое сравнение.) Память смартфона сказала мне: «Хватит!» А запечатлеть хотелось всё. Благо, организатор экскурсии Лариса Волкова мне помогла.
Однако многое я успела снять на видео. Смотрите!
… Вышли мы из здания 12 коллегий, а расходиться и не хочется. Обменялись телефонами. И вдруг возникла тема встречи с Alma mater спустя годы. Кто-то поделился, что не стремится посетить свой вуз. Нет желания.
А у вас какое мнение? Стала бы для вас встреча с Alma mater счастливой?
Arrivederci! А если вам понравился мой рассказ — подпишитесь: вместе с вами мы найдем еще много интересного в Санкт-Петербурге — Северной Венеции.