Политолог Алексей Макаркин пишет о поколенческих отличиях:
«Одна из самых важных современных поколенческих проблем — тема образованности. У кого лучше образование — у старших или младших? <…>
Советский человек <…> был «историчным» — признаком образованности считалось знание как можно большего числа исторических фактов и имен. Помню, как в конце 1980-х годов тогдашние патриоты негодовали, что позднесоветские люди не могли ответить на вопрос, когда русская армия впервые брала Берлин (подсказка — в 1760 году). Сейчас же и куда более простые вопросы приводят не к быстрому ответу, а к желанию посоветоваться с Интернетом <…>.
<…> Знание имен и фактов не спасает от нередко самых экзотичных конспирологических теорий. Советский человек, прекрасно знающий, кто такой Дмитрий Донской и когда была Куликовская битва, еще в 90-е годы охотно усваивал теорию Фоменко о том, что эта битва состоялась на Кулишках, рядом с Кремлем. Читатель советского очерка Зорина о Рокфеллерах вполне может увлеченно рассказывать о глобальной борьбе Рокфеллеров и Ротшильдов. Младшие существенно менее конспирологичны. <…>
Есть и еще один фактор. Моральный аспект истории <…>. Рассуждения о том, что Иван Грозный и Сталин спасали страну от олигархов доступными им <…> средствами, чужды большинству младших, которые значительно более негативно относятся к насильственным методам решения конфликтов. Но охотно воспринимаются старшими, имевшими опыт распада СССР и готовыми оправдывать превентивное насилие, если оно мотивируется государственными интересами. В Интернете можно встретить массу постов, оправдывающих репрессии в отношении даже Вавилова и Королева — при этом авторы прекрасно знают об их деятельности.
И здесь тоже возникает давний вопрос — ведет ли образованность к постепенному смягчению нравов. И если ведет, то какие именно характеристики образованности этому способствуют».