Кроме как бойней не назовешь попытки украинских войск прорвать российскую линию обороны и выйти на «оперативный простор». 263 раза командование ВСУ кидало своих солдат под убийственный огонь российской армии. Сотни единиц сгоревшей бронетехники, тысячи трупов украинских «вiйськовикив» — такова цена наступления Зеленского.
Защита от «дикого поля»
Первые упоминания о масштабных линиях обороны на Руси относятся к временам Ивана Грозного. Засечная линия (черта) — комплекс фортификационных сооружений, защищавших Русское государство от набегов «воровских людишек» и прочих орд с Дикого поля. Основную свою функцию «засеки» выполняли — сдерживали противника, давая возможность собрать войска и дать достойный отпор.
Более поздние оборонительные линии, как советская «линия Сталина», так и западные «Зигфрида», «Мажино», «Маннергейма», тоже со своими задачами — задержать противника — с различным успехом, но справлялись. «Линия Суровикина» план перевыполнила.
Украинский «Барбаросса» плохо учился
Современные оборонительные сооружения, названные «линией Суровикина», прикрывают Крым и территории, примыкающие к Азовскому морю от ударов ВСУ. Киевские политики не раз говорили, что их задача — перерезать сухопутный путь в Крым, уничтожить мост через Керченский пролив и задушить полуостров в тисках продовольственной и водной блокады. Взрыв Каховской дамбы — один из этапов этого плана. На этом «успехи» киевского наступления закончились, столкнувшись с суровыми реалиями российской «засечной линии».
Названная в честь российского генерал Суровикина, инициатора ее постройки, линия обороны является многоконтурной системой. На военном языке «глубоко эшелонированной», до 60 километров в глубину обороны. Это сотни укрепленных огневых рубежей, ДОТы с перекрестным обстрелом секторов, обширные минные поля и инженерные заграждения от противотанковых рвов до бетонных «зубов дракона». И все это опирается на налаженную логистическую цепочку подхода бронетехники и резервов, подвоза боеприпасов и эвакуации раненых. На что рассчитывал Зеленский и его Генштаб, непонятно. Разве что на чудо. Его не произошло.
«Они к нам пришли, они от нас не уйдут»
Можно предполагать, что ВСУ делали ставку на быстрый прорыв передовых линий и выход на «оперативный простор». На первых порах этот план удавался, так считали генштабисты Незалежной и посылали победные реляции в Киев. Но населенные пункты, которые им удалось захватить, даже не являлись частью «засечной линии». Они находились в «серой зоне», где нет мощных фортификационных сооружений. Именно там понесли свои первые потери «Леопарды» и «Бредли».
Отбив атаки на «опорники», российские подразделения отошли на новые укрепленные позиции, а артиллерия противника засыпала снарядами уже пустые окопы.
Натовской тактике «тысячи уколов» по всей линии боевого соприкосновения российское командование противопоставило «эластичную оборону». Сдерживание первого удара, отход на новую линию обороны и массированный артобстрел противника на путях выдвижения на рубежи атаки. Далее следует контратака, и противник бежит, бросая все и всех. Масштабные потери ВСУ говорят о высоком моральном духе и настрое на победу российской армии.
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ