Найти тему
Алексей Бакуменко

Служил ли барон Мюнхгаузен в ярославских драгунах?

 Ровно 321 год назад, 21 июня 1702 года, князь Григорий Иванович Волконский сформировал драгунский полк, который так и назывался полк Волконского (по другой версии, полк сформировал князь Мещерский, а Волконский стал его первым командиром). Первые этапы истории этого подразделения отследить сложно, так как в петровской армии было ещё два драгунских полка, сформированных князьями Волконскими и носящие их имя, например, полк князя Григория Семёновича Волконского. И все три участвовали в сражениях Северной войны. А вот 10 марта 1708 года, когда части русской армии стали получать названия по провинциям, драгунский князя Григория Волконского полк был переименован в Ярославский драгунский полк. Интересно, что сам Григорий Иванович какое-то время был обер-комендантом Ярославля. 

 Ярославские драгуны в 1708 году прикрывали отступление русской армии от шведов и отличились в нескольких стычках. А в 1709 году полк участвовал в решающем сражении под Полтавой. Командиром ярославцев в тот период был генерал Карл Эвальд фон Ренне, он же командовал всей русской кавалерией на правом фланге. Но в начале сражения, во время ожесточённой схватки шведских рейтар и русских драгун, генерал Ренне был ранен и командование перешло к генералу Родиону Боуру, тому самому, что упомянут в пушкинской «Полтаве». После разгрома основной части шведской армии кавалерия Боура, включая Ярославский драгунский полк, преследовала отступающих шведов до Переволочны, где переправиться успел только король Карл XII и гетман Мазепа. Большинство выживших в Полтавском сражении шведских солдат и офицеров сдались русской коннице. Затем ярославские драгуны участвовали ещё в нескольких сражениях Северной войны. 

Ярославские драгуны в период после Северной войны.
Ярославские драгуны в период после Северной войны.

В феврале 1727 года Ярославский драгунский полк был переименован в Новгородский, но в ноябре того же года ему вернули старое название. В этот период полк комплектовался дворянами из Ярославля и Ярославского уезда. Пять лет спустя полк был преобразован в кирасирский и началась чехарда переименований. За семьдесят лет он успел побывать Бевернским кирасирским полком и Брауншвейгским полком – в честь принца Антона-Ульрика Брауншвейг-Люнебург-Бевернского. Затем кирасирским полком герцога Гольштейн-Готторпского и Кирасирским Великого князя Петра Фёдоровича полком – в честь будущего императора Петра III. Лейб-кирасирским Великого князя Павла Петровича и Лейб-кирасирским Его Величества полком – в честь Павла I. Интересно, что в 1739-1750 годах в полку служил барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен. Ага, тот самый выдумщик! Увы, ярославским драгуном его назвать нельзя, а вот кирасиром герцога Голштейнского можно!

 Одними переименованиями история полка в XVIII-XIX веках не ограничивалась, он отличился в сражениях Семилетней войны (в том числе, во взятии Берлина), русско-турецких войнах, и, конечно, сражениях наполеоновской эпохи (Пултуск, Прейсиш-Эйлау, Бородино, Лейпциг, Кульм, взятие Парижа). Одним из ярких событий в истории полка стала так называемая «атака русской вьюги», когда в сражении под Пултуском (1806) кирасиры, пользуясь метелью, внезапно врезались в приближающуюся к городу колонну французской пехоты — истоптав, изрубив и взяв в плен почти всех противников. Командовал этой блестящей атакой генерал-майор Сергей Кожин, из костромских дворян. Меньше чем через год он погиб, когда вёл своих кирасир в атаку в сражении при Гейльсберге, пытаясь помочь русским батареям.

На картине А. Теленика изображена атака Новгородского кирасирского полка в сражении под Красным. Полагаю, атака кирасир Его Величества в сражении при Пултуске была не менее эффектной!
На картине А. Теленика изображена атака Новгородского кирасирского полка в сражении под Красным. Полагаю, атака кирасир Его Величества в сражении при Пултуске была не менее эффектной!

Отличился полк и в Бородинской битве, несколько раз ходил в атаку на французов и даже захватил два орудия. При этом два офицера полка были убиты, а девять (включая командира полка подполковника Слепченко и шефа полка барона Будберга) ранены или контужены.

В 1813 году подразделение получило права гвардии и стало именоваться Лейб-гвардии Кирасирским Его Величества полком. И с тех пор его название не менялось. Но было у полка два прозвища – Жёлтые кирасиры (по цвету воротников, погон, околышей фуражек и конских чепраков) и Царскосельские кирасиры (по месту расположения).

Интересно, что лейб-кирасиры Его Величества помнили о своём ярославском прошлом. Так, делегация офицеров полка участвовала в ярославских торжествах 1912 года. Кирасиров представляли полковник барон Фрейтаг фон Лоринговен, штаб-ротмистр Эвальд и поручик Шапрон дю Ларрэ. А в 1913 году в полк с ответным визитом пожаловала депутация Ярославской губернии во главе с князем Куракиным. Ярославцы подарили кирасирам икону.