Найти тему
PostNews

В Атлантическом океане пропал батискаф с туристами. Что об этом известно

Частный батискаф затерялся во время экспедиции к затонувшему «Титанику»

NOAA/Unsplash
NOAA/Unsplash

Подводный корабль «Титан» с пятью пассажирами на борту пропал во время спуска к обломкам «Титаника». Батискаф потерял связь 18 июня в северной части Атлантического океана. Спасательные работы продолжаются, но часы тикают — времени осталось немного. Разбираемся, почему пропало судно и какие есть сценарии развития ситуации.

Туристический батискаф — откуда он взялся

Разработкой батискафа «Титан» занималась компания OceanGate, принадлежащая бывшему летчику и бизнесмену Стоктону Рашу. С помощью аппарата предполагалось проводить своеобразные экскурсии к легендарному океанскому лайнеру «Титаник», который покоится на глубине 3800 м. Экспедиция готовилась больше пяти лет — первые сообщения о амбициозных планах Раша относятся к 2017 году.

Несмотря на то, что на создание батискафа были потрачены сотни тысяч долларов, многое Раш собирал буквально из подручных материалов. Например, управление «Титаном», как выяснилось, должно было осуществляться с помощью самого обычного игрового джойстика за несколько десятков долларов. Впрочем, к системе безопасности OceanGate подошел серьезно — при ее создании, как утверждал Раш, сотрудники компании консультировались с инженерами из NASA.

Всего в составе экспедиции, которая намеревалась совершить путешествие к «Титанику», оказались пятеро человек. Помимо Раша, в нее вошли британский миллиардер Хэмиш Хардинг, ирландский дайвер Рори Голден и командир подлодки Поль-Анри Наргеоле. Кто стал пятым членом экипажа, не сообщается. Однако известно, что каждый из туристов заплатил за билет $250 тыс.

Что произошло с батискафом «Титан»

«Титан» — это погружной корабль, а не подводная лодка. Иначе говоря, он добрался до акватории, на дне которой лежит «Титаник», на канадском исследовательском судне «Полярный принц». Подводные аппараты часто связаны с надводным кораблем тросом.

Но видео и фотографии показывают, что «Титан», вероятно, действовал независимо. В последний раз сигнал батискафа зафиксировали через 1 час 45 минут после начала спуска. «Титан» не обладает достаточной мощностью, чтобы самостоятельно добраться до корабля и обратно.

Какие опасности таит глубина

На глубине «Титаника» океан черный как смоль. Он беден на питательные вещества, поэтому там не так много жизни, на которую можно было бы взглянуть.

Самая большая опасность в океанских глубинах — это огромная толща воды. Давление океана в районе «Титаника» невообразимо. Ученые сравнивают его с давлением Статуи Свободы на маленькую монетку. Единственная причина, по которой организмы выживают на такой глубине, заключается в том, что они имеют более или менее ту же плотность, что и вода вокруг. Именно поэтому они не деформируются, как люди, которые дышат воздухом.

Глубоководные подводные аппараты (или, по крайней мере, их внутренняя камера) часто имеют сферическую форму, поскольку она помогает равномерно распределять давление. Самое худшее, что может случиться, — это поломка корпуса. При таком сильном давлении жизнь обрывается за мгновение. Вдобавок во время погружения людям необходим кислород и способность эффективно его использовать. Например, пассажиры должны сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, потому что паника увеличивает дыхание. Но это не так просто, как хотелось бы.

Что осложняет поиски

Если корабль поднялся на поверхность самостоятельно, его можно будет отследить. Технология обнаружения судна на поверхности давно проверена: корабли и самолеты задействуют инфракрасные датчики и радар. Однако эффективность метода зависит от погоды. Эксперты говорят, что сейчас это словно искать иголку в стоге сена.

«Титан» должен был иметь акустическую связь с надводным кораблем, установленную через транспондер (устройство для приема гидроакустического сигнала) и приемопередатчик (устройство, которое может как передавать, так и принимать сообщения) на надводном корабле. Эта связь позволяет выполнять подводное акустическое позиционирование, а также отправлять короткие текстовые сообщения туда и обратно на надводное судно. Но объем данных, которыми можно обмениваться, сильно ограничен.

В большинстве глубоководных погружений команда сначала отправляет вниз робота. Это помогает подводной лодке ориентироваться в пространстве. Использует ли «Титан» такую технологию — неизвестно.

Также неясно, какие меры предосторожности предприняла компания «Титана» в этой ситуации. Университеты и военные организации, использующие глубоководные аппараты, имеют строгие протоколы безопасности. Но никакого международного регулирования такого типа экскурсий до сих пор не существует.

Сценарии пропажи батискафа

В лучшем случае «Титан» смог сбросить балласт и подняться на поверхность. Его по-прежнему трудно отследить, учитывая местные погодные условия, но пролетающие над ним самолеты рано или поздно обнаружат лодку.

Другие сценарии намного мрачнее. Учитывая, что судно потеряло связь с надводным кораблем, возможно, у него произошел сбой питания. В идеале на нем должен быть аварийный резервный источник питания (например, независимая батарея). Но неясно, был ли он на пропавшем судне. Если «Титан» застрял в толще воды, потребуется, чтобы корабли обследовали местность с помощью гидролокатора. Он легко обнаружит все, что плавает на глубине. Однако судна, оснащенные этой технологией, двигаются очень медленно, и им предстоит обследовать огромную акваторию. Времени может не хватить.

На борту также мог произойти пожар из-за короткого замыкания в электросети. Это могло поставить под угрозу электронные системы лодки, которые используются для навигации и управления.

«Титан» мог застрять на дне океана. Немногие транспортные средства способны достичь таких глубин. Например, в 1985 году потребовалось несколько миссий прежде, чем получилось отыскать место кораблекрушения «Титаника». Вдобавок если подводный аппарат находится на дне, он может сливаться с полем обломков «Титаника».

Сейчас известно, что для поиска судна использовались как минимум два самолета, подводная лодка и гидроакустические буи. Буи прослушивают подводный шум, включая любые аварийные маяки, которые, возможно, сработали на батискафе. Вероятность успеха спасательной операции снижается с каждым часом.