Найти тему
Музей Оранэлы

«Экспортлес» и исчезнувшие городки в Кировском районе

В архиве кинофотодокументов можно найти такую интересную довоенную фотографию с атрибуцией «жилгородок «Экспортлеса» в Кировском районе». Вдоль двухпутной трамвайной линии выстроились небольшие дома для рабочих. Даже на черно-белой фотографии они словно пахнут свежевыструганным деревом.

Но где находился этот городок? Вдоль проспекта Стачек, где проходила главная трамвайная линия Кировского района, такого городка на довоенном плане мы не обнаружим. Желающие решить самостоятельно эту фотозагадку могут, как говорится, «приглушить звук телевизора» и попробовать свои знания истории района. Ответ будет ниже.

Дома-близнецы

Пока же начнем с другой интересной загадки Автово. Известно, что треугольник между пр. Стачек, Краснопутиловской и Автовской улицами, начал застраиваться перед самой войной «сталинскими домами». Неоконченные дома уже после Победы доделывали, какое-то время на ходу обогащая их в духе ампира. А потом наоборот, после постановления 1955 года – резко упростили проекты отделок. В итоге, в причудливой архитектурной лаве Автово много странных контрастов, но даже на этом фоне выделяются два дома с одним адресом – пр. Стачек, 92.

Их можно было бы назвать «Принц и Нищий». Они выстроены по одному проекту, но выглядят совершенно по-разному.

Вот корпус №2...

«Принц» — корпус 2. Фото Citywalls.ru
«Принц» — корпус 2. Фото Citywalls.ru

И корпус №1…

«Нищий» — корпус 1. Фото Citywalls.ru
«Нищий» — корпус 1. Фото Citywalls.ru

Оба дома построены к 1934 году, то есть еще до первых проектов масштабной застройки Автово.

Интересная «родная» расстекловка дома 92к1
Интересная «родная» расстекловка дома 92к1

На спутниковом снимке хорошо видно, что они очень выбиваются из регулярной радиально-дуговой планировки района.

Аномалия в радиально-лучевой застройке Автово
Аномалия в радиально-лучевой застройке Автово

Более того, тем, кто создавал в конце 1930-х годов проект застройки Автово, пришлось подстраиваться под уже построенные дома, которые тогда высились посреди редкой деревянной застройки.

Вот так выглядел дом 92 на фоне окружавшей его застройки до войны
Вот так выглядел дом 92 на фоне окружавшей его застройки до войны

Перед нами дома-близнецы, как бы они не были не похожи. Их общий «папа» — архитектор Вячеслав Вениаминович Попов. По такому же проекту им в то же время построено еще 4 роскошных дома на Московском пр. (157, 159, 161, 163).

Оба автовских корпуса построены как общежития для руководителей и инженерно-технических работников «Экспортлеса» и являют наглядный переход от конструктивизма к сталинскому классицизму. То есть устроены они изначально предельно просто и рационально, но на одном из них показано, как дому можно придать благолепный вид.

Фото 1930-х годов
Фото 1930-х годов

Почему два дома решили оформить по-разному, сказать трудно. Очевидно, что корпус 2 выходил на пр. Стачек (павильон м. «Автово появился только в 1955 г.) и на него набросили «сталинский мундир».

Корпус 2 на фотографии 1936 г.
Корпус 2 на фотографии 1936 г.

Корпус 1 был в его тени, и поэтому ему придан конструктивистский минимализм. Отличались эти два дома и статусом проживавших работников.

Два дома «Экспортлеса» были на тот момент лишь верхушкой айсберга жилфонда очень серьезной организации. Здесь жили отвественные работники. Простые же рабочие жили в более скромных жилгородках, разбросанных по Кировскому району.

«Экспортлес»

«Экспортлес» – огромное советское предприятие, прекратившее свою государственно-монопольную жизнь в 1992 году, но фактически существующее до сих пор в виде многочисленных региональных компаний с таким названием. Оно было создано в 1920-е годы с понятной из названия целью – экспорт древесины на мировой рынок. «Экспортлес» имел свои отделения по всей стране, погрузочные комплексы во всех значимых морских портах. В Санкт-Петербурге вел основные операции через Лесную гавань (точнее три!) Морского порта. До сих пор на карте сохранились название «Лесной мол», который и показывает положение этой гавани.

-9

Иногда суть социалистической экономики вульгарно понимается как обобществление заводов и фабрик. А при принадлежности одному хозяину – государству – исчезает и конкуренция, и частная инициатива, и борьба за прибыль, что неизбежно приводит к неэффективности и стагнации.

На самом деле конкуренция в раннем социализме всегда оставалась, а ответственность за прибыльность в довоенное время была суровой. При хронической неоправданной убыточности завода могли и снять руководителя, и «партбилетнастол». Зато если прибыль была, то ее предприятие, оставаясь государственным, направляло на 1) развитие производства и 2) социально-бытовое обеспечение трудящихся. То есть фактически все работники были своеобразными акционерами своего предприятия, справедливо рассчитывая повышение своего благосостояния при его успешной работе. У «богатых» предприятий – комфортные жилые городки, дома культуры, клубы, свои больницы, профилактории, детские сады и пионерлагеря.

-10

Был ли в этом смысле богат «Экспортлес»? Достаточно, сказать, что в 1930-е годы на него приходилось около 20% продаж древесины в мире (!). То есть каждое пятое бревно или доска на мировом рынке приносило прибыль государственному «Экспортлесу». Как следствие были деньги и на строительство благоустроенных жилгородков, и на «соцкультбыт».

История «Экспортлеса» в Северной столице началась в январе 1918 года, когда декретом Совнаркома Петроградский торговый порт был национализирован. Распоряжением Совнаркома от 9 февраля 1921 года порт был передан в ведение Наркомвнешторга. К началу 1924 году инфраструктура была восстановлена и одновременно начата работа по расширению Ленинградского лесного порта. Выросла территория Лесной гавани, разгрузочно-погрузочные операции на складах и причалах механизированы, оборудованы новые глубоководные причалы, возведены крытые лесные склады.

Жилгородки «Экспортлеса»

Расцвет хозяйства «Экспортлеса» достигается к 1934 году, когда в лесном порту работало 18 000 человек, больше чем на Путиловском заводе до революции. Людей необходимо было обеспечить жильем, желательно в пределах транспортной доступности порта. Всего до начала войны «Экспортлесом» было построено три таких жилых городка.

Жилгородки Экспортлеса и дома-близнецы
Жилгородки Экспортлеса и дома-близнецы

Жилищно-бытовая контора всех городков находила в дер. Волынкина (ул. Калинина, 42). Благополучные жилгородки ждала драматическая судьба.

1-й жилгородок находился в самом конце Промышленной улицы (довоенный адрес – Болдырев пер., 28), напротив современного завода «Равенство». Он занимал территорию от Промышленной ул. до Оборонной ул и между Севастопольской и Баррикадной улицами.

-12

В путеводителе по Ленинграду 1933 года читаем:

В глубине Болдырева переулка (сейчас Промышленная ул.) на участке №28 находится громадный городок Экспортлеса с целыми улицами новых деревянных домов, с клубом, кино, почтовым отделением и пр.

1-й городок сильно пострадал при сильнейшем пожаре на фабрике «Равенство», который произошел на этом предприятии после целенаправленного обстрела 7 мая 1942 года (зафиксировано попадание 62 снарядов). До войны «Равенство» (ранее Екатерингофская мануфактура) было текстильным предприятием и возникший после обстрела пожар в нем был катастрофическим. В послевоенное время на месте 1-го городка появилась малоэтажная каменная застройка.

2-й городок (довоенный адрес – ул. Стачек, 83) размещался по обе стороны Дороги на Турухтанные острова, которая вела прямо в Лесную гавань. Его-то мы и видим на фотографии в начале статьи. А трамвай, который идет вдоль П-образных домов застройки – это не проспект Стачек, а та самая Дорога на Турухтанные острова.

3-й Жилгородок на аэрофотосъемке 1939 г.
3-й Жилгородок на аэрофотосъемке 1939 г.

Новая трамвайная линия была проложена в 1932 году для удобства работников Морского порта, по ней пошли трамваи 35-го маршрута. Линия просуществовала до 2006 года и была «торжественно» демонтирована к 100-летию Петербургского трамвая. 35-й маршрут, кстати, уникален тем, что он едва ли не единственный в городе, которые не был перенумерован после войны, имея неизменное «кольцо» у Морского порта 74 года.

2-й городок во время войны ждала участь не менее печальная, чем 1-го.

…С наступлением холодов в блокадном Ленинграде уцелевшие деревянные дома и постройки (в том числе карусели и павильоны в парках) разбирали на дрова. Жители при этом отселялись в каменные дома.

Жители блокадного Ленинграда разбирают дома на дрова
Жители блокадного Ленинграда разбирают дома на дрова

В книге В.И. Ходановича «Блокадные будни одного района Ленинграда», которую читать крайне тяжело, но надо, указано, что по постановлению 11 июня 1942 года «О порядке организации работ по слому дервянных сооружений для создания зимнего запаса дров», переживший первую блокадную зиму Жилгородок в Автово подлежал разбору (причем практически вручную!) на дрова. Ожидаемая емкость – 17 тыс. кубометров дров (для сравнения – один грузовик – это примерно 5 «кубов»). Всего на предстоящую зиму требовалось заготовить дополнительно 1 млн. кубометров.

Так, согревая жителей скупым теплом блокадных печек, закончил свою жизнь 2-й городок «Экспортлеса». Здесь также были почта (отделение №74), «сберкасса №7» (тогда назывались «инкассаторские пункты»), городская пожарная команда №41, которые в предвоенном справочнике значатся по адресу ул. Стачек, 85 (после войны нумерация домов значительно изменилась). По всей видимости в этом же городке находилась и школа для взрослых №19 (ул. Стачек, 81), и 4-я неполная средняя школа (ул. Стачек, 79), которую почему-то называли «Абаковкой», и детский сад №22 (ул. Стачек, 87).

Наконец, 3-й жилгородок Экспортлеса, самый поздний, был построен рядом с железнодорожной веткой, опять же ведущей, в том числе в Лесную гавань. Он находился вблизи грузовой станции «Автово» уже за границей Ленинграда, которая до 1963 года проходила по железной дороге.

3-й Жилгородок на аэрофотосъемке 1939 г.
3-й Жилгородок на аэрофотосъемке 1939 г.

На аэрофотосъемке 1939 года заметна интересная деталь этого городка. Все дома были ориентированы строго по линии «север-юг» для повышения инсоляции в жилых комнатах, чему в то время уделяли большое внимание. Особенно в наших не балующих солнцем широтах.

Судьба этого городка неизвестна, скорее всего он сгорел или опять же разобран на дрова. А скорее всего и то, и другое. К слову, в Кировском районе не осталось ни одного довоенного деревянного дома, хотя такие можно найти и в Ленинском районе, и в Красносельском.

На память от 3-го жилгородка остался пробел в нумерации домов по пр. Стачек. Последний дом до железнодорожной ветки – №79, а следующий – уже наша Княжевская подстанция имеет №91. Кстати, еще одна «дырка» в нумерации – примерно на месте 2-го жилгородка, здесь по проспекту Стачек отсутствуют дома с 61 по 65.

***

Так что как бы ни выглядели сегодня два автовских дома «Экспортлеса» – это память о благополучии государственного предприятия, которое становилось благополучием его работников. Если вы живете в корпусах 92-го дома – поделитесь своим опытом жизни или семейной историей.

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL