Найти тему
Novakid

Как объяснить ребенку, что такое инвалидность?

“А почему девочка у нас во дворе странно разговаривает?” “А почему рядом с моим одноклассником рядом всегда сидит учитель?”

Родителям иногда бывает сложно объяснить своему ребенку, что такое инвалидность и почему дети с инвалидностью отличаются от других.

В этой статье с помощью экспертов онлайн-школы английского языка Novakid мы рассмотрим простые и доступные способы рассказать ребенку об особенных детях.

Как рассказать ребенку о детях-инвалидах?

  1. Подчеркните сходства: важно показать ребенку, что дети с особыми потребностями здоровья такие же, как и он. Они любят играть, у них есть друзья и интересы. Объясните, что инвалидность — это просто одна из особенностей их жизни. В первую очередь важно донести до ребенка, что каждый человек уникален, а внешние или внутренние особенности есть у всех.
  2. Сочувствие и эмпатия: поддерживайте ребенка и поощряйте его проявлять сочувствие и эмпатию к особенным детям. Объясните, что каждый человек заслуживает доброты и уважения, независимо от своих особенностей.
  3. Вопросы и ответы: позвольте ребенку задавать вопросы об инвалидности и отвечайте на них честно и просто. Это поможет ему лучше понять и принять различия между людьми.
  4. Начните с простых понятий: используйте простые слова и конкретные примеры. Например, вы можете сказать: "У некоторых детей есть проблемы со здоровьем, и им может быть трудно делать то, что тебе дается легко, например, бегать или играть в футбол".
  5. Рассказывайте реальные истории: например, о спортсмене с ограниченными возможностями, который выиграл золотую медаль на Паралимпийских играх, или о девочке, которая, несмотря на свою инвалидность, стала талантливым художником.
  6. Посещайте специальные мероприятия: возможно, в вашем городе проводятся специальные мероприятия или выставки, на которых представлены работы и достижения людей с ограниченными возможностями. Посещение таких мероприятий поможет ребенку увидеть, что такие люди также могут проявлять свою творческую и интеллектуальную силу и достигать успеха в различных областях.
  7. Через книги и мульт/фильмы: предложите ребенку почитать книги или посмотреть фильмы и мультфильмы, где главные герои — люди с инвалидностью:

При обсуждении этой темы с детьми родители иногда могут совершать ошибки, и есть риск, что у ребенка сформируется неправильное представление об инвалидности и возникнут стереотипы о людях с ограниченными возможностями.

Рассмотрим распространенные ошибки:

1. Игнорирование этой темы

Некоторые родители считают, что лучше не говорить с детьми об инвалидности, ведь это не так легко обсуждать. Однако важно открыто и честно говорить с детьми о людях с физическими и ментальными особенностями, объяснять им, с какими проблемами и вызовами сталкиваются такие люди. Это поможет снять табу с темы и способствовать формированию эмпатии и понимания. Плюс ваш ребенок не растеряется при встрече с человеком с особыми потребностями здоровья.

2. Употребление неправильных терминов

Использование неправильных терминов и языка при обсуждении инвалидности может привести к формированию стереотипов о людей с инвалидностью и негативному восприятию данной темы в целом.

Например,

  • Вместо "инвалид" используйте "человек с ограниченными возможностями", "человек с инвалидностью" или "человек с особыми потребностями".
  • Вместо "слепой" - "человек с нарушением зрения" или "незрячий".
  • Вместо "глухонемой" - "человек с нарушением слуха и речи" или "человек со слабым слухом/ нарушением речи".
  • Человека с особенностями развития некорректно называть “больным”, "ненормальным", “умственно отсталым”. Правильнее сказать, что у него есть серьезное заболевание.

3. Изолирование людей с инвалидностью

Родители должны акцентировать внимание на том, что все дети, независимо от их особенностей, имеют равные возможности, право на дружбу и быть частью общества. Если ваш ребенок контактирует с детьми с особыми потребностями, поддерживайте их общение и участвуйте, когда необходима ваша поддержка. Это поможет формировать у детей позитивное отношение к различиям и научит их быть толерантными и открытыми.

На вопросы родителей отвечает Анна Гупта, психолог и специалист отдела по развитию преподавателей в Novakid:

В каком возрасте нужно начать говорить с ребенком об инвалидности?

Нет какого-то определенного возраста. Обычно примерно в 4 года дети начинают замечать различия между собой и другими. Вы можете обсудить эту тему заранее или же после контакта ребенка с людьми с инвалидностью.

Что делать, если ребенок сказал что-то неловкое/обидное человеку с инвалидностью?

Следует извиниться и помочь наладить контакт. Если ваш ребенок поступил так неосознанно, то взаимодействие продолжить будет легче. Обязательно поддержите человека с особыми потребностями, объясните, что ваш ребенок так сделал/сказал по незнанию. Если же ребенок обидел такого человека специально, выясните причину и помогите урегулировать конфликт. “Сами разберутся” в данной ситуации не лучшая стратегия.

Что мы можем сделать, чтобы помочь таким детям?

Поддерживайте участие детей с особенностями развития в обществе и дружбу с другими детьми. Вы также можете принимать участие в деятельности различных фондов вместе с вашим ребенком, поддерживать программы инклюзивного образования, помочь добиться создания доступной среды в общественных местах.

Важно научить ребенка проявлять доброту и уважение ко всем, независимо от их особенностей, чтобы все мы жили в толерантном и дружном обществе.

Надеемся, наша статья оказалась полезной. А если у вас остались вопросы, мы с удовольствием пообщаемся с вами в комментариях.