Найти тему
ЖУРНАЛ УПРОЩЁНКА

Акт сдачи-приемки выполненных работ: образец заполнения

Оформлять акты сдачи-приемки выполненных работ требуется, если такое условие прямо регламентировано договором с подрядчиком. Но законодательство предусматривает некоторые исключения. Рассказываем, когда и как составить акт сдачи-приемки выполненных работ, актуальный образец в статье.

Образцы акта сдачи-приемки выполненных работ

Форма акта выполненных работ может выглядеть следующим образом. Смотрите образец ниже.

Образец заполнения акта выполненных работСкачать

Скачайте образец

-  📷
- 📷

Скачать образец

Акт выполненных работ выставляйте при приемке работ по договору строительного подряда, а также если это прямо предусмотрено условиями договора (п. 4 ст. 753 ГК, письмо Минфина от 30.04.2004 № 04-02-05/1/33). В остальных случаях стороны сами определяют документы, которыми оформляют результаты работ. Это может быть не акт, а другой документ. Например, универсальный передаточный документ или товарная накладная, если подрядчик установил или смонтировал товар, который был отгружен по этому документу.

Но безопаснее составлять акт по любым работам, так как он фиксирует факт выполнения работ и передачу результата заказчику. Без него сложнее предъявить претензии исполнителю, если в дальнейшем заказчик выявил недостатки. По закону претензии допустимы, только если в акте или другом письменном документе о приемке работ были оговорены недостатки либо право заказчика требовать их устранения (п. 2 ст. 720 ГК).

В каких случаях составлять акт сдачи-приемки выполненных работ

Если предметом договора является выполнение работ строительного подряда, то исполнителю потребуется составить акт сдачи-приемки выполненных работ. Также составить акт выполненных работ потребуется, если такое условие прямо предусмотрено положениями договора с подрядчиком. Такие правила предусмотрены пунктом 4 статьи 753 ГК РФ, а также подтверждены письмом Минфина от 30.04.2004 № 04-02-05/1/33.

На основании акта выполненных работ, подписанного сторонами контракта, подрядчик отражает реализацию в своем учете, а заказчик признает расходы на приобретение работ строительного подряда или прочих видов работ.

В остальных случаях стороны сделки самостоятельно определяют перечень документации, которыми должны быть оформлены результаты коммерческой сделки. Это может быть не акт выполненных работ, а другой документ, которым можно подтвердить выполнение обязательств по контракту. В данном случае стороны могут оформить универсальный передаточный документ или товарную накладную. Например, если исполнитель по договору монтировал или устанавливал оборудование (товар), которое было отгружено согласно этому передаточному документу.

По мнению налоговых контролеров, безопаснее составлять акты по любым категориям работ, так как подписанный сторонами документ подтверждает факт выполнения заказанных работ, и также фиксирует факт передачи результата работ заказчику.

Если акт отсутствует, заказчику гораздо сложнее предъявить претензии исполнителю, если в результатах работы подрядчика выявлены недостатки. По действующим нормам законодательства претензии допустимы, только если в акте или ином письменном документе о сдаче-приемке работ были прописаны недостатки, либо закреплены права заказчика требовать их устранения. Это правило регламентировано пунктом 2 статьи 720 Гражданского кодекса России.

Бланк акта сдачи-приемки выполненных работ

Бланк заполнения акта выполненных работСкачать

Законодательство не предусматривает обязательной формы, по которой организации должны оформлять акты сдачи-приемки выполненных работ. Стороны контракта могут использовать стандартизированные формы, либо разработать собственные шаблоны документов. Главное условие, чтобы форма акта сдачи-приемки выполненных работ содержала все обязательные реквизиты первичного бухгалтерского документа. Такие правила предусмотрены п. 4 и 8 ФСБУ 27/2021.

Важно! Перечень обязательных реквизитов первичного документа регламентирован статьей 9 Федерального закона №402-ФЗ от 06 декабря 2011 года.

Единственной стандартизированной формой акта приемки выполненных работ является форма №КС-2, предназначенная для приемки строительно-монтажных работ по контрактам строительного подряда. Бланк регламентирован постановлением Госкомстата от 11.11.1999 № 100. Если организация решит использовать шаблон формы №КС-2 без доработки, закрепите данное решение в учетной политике.

Доработанные формуляры или самостоятельно разработанные формы необходимо утвердить в своей учетной политике на соответствующий финансовый год. Это требование предусмотрено положениями пункта 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». В данном случае требования законодательства актуальны для той стороны контракта, которая непосредственно выполняет работы. Это исполнитель или подрядчик.

Обратите внимание, что при заключении конкретного договора заказчик вправе требовать внесения соответствующих поправок в форму акта приемки выполненных работ, действующую у подрядчика. Для этого рекомендуем утвердить в своей учетной политике примерную форму акта выполненных работ с оговоркой, что шаблон допустимо менять по согласованию с заказчиком. В любом случае шаблон акта – собственную или доработанную стандартизированную - утвердите в качестве приложения к контракту (ч. 4 ст. 9 Закона №402-ФЗ от 06.12.2011 года).

Как проверить акт сдачи-приемки выполненных работ

Бухгалтеру важно знать, как правильно проверить акт выполненных работ, чтобы обезопасить собственную компанию от претензий и штрафов со стороны ФНС. В первую очередь обратите внимание на реквизиты документа. Так как акт выполненных работ является первичным документов в бухгалтерском учете ,он должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством для первички.

Повторимся, что перечень обязательных реквизитов первичного документа регламентирован положениями статьи 9 Федерального закона №402-ФЗ от 06 декабря 2011 года.

Кроме того, в акте приемки выполненных работ могут содержаться и дополнительные реквизиты, которые детализируют информацию об осуществляемой коммерческой сделке. Это не запрещено действующими нормами российского законодательства в части организации и ведения бухгалтерского учета.

Важно! Чтобы форма, структура и содержание акта выполненных работ по итогам сделки не стала полной неожиданностью, рекомендуем заранее, еще на этапе подписания контракта, согласовать форму и формат документа.

Какие реквизиты акты приемки считать обязательными

Внимательно проверьте акт сдачи-приемки выполненных работ, документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование – акт выполненных работ;
  • дата составления;
  • наименования заказчика и подрядчика;
  • наименование и объем выполненных работ;
  • натуральный или денежный измеритель хозяйственной операции;
  • должности и подписи лиц, которые уполномочены действовать от имени заказчика и подрядчика.

В части наименования сторон сделки следует зафиксировать полное или сокращенное наименование участников в строгом соответствии с учредительными документами. Если исполнителем по контракту является индивидуальный предприниматель, самозанятый или иное физическое лицо, то в акте следует зафиксировать его фамилию, имя и отчество (при наличии).

Дополнительные реквизиты акта выполненных работ

В акт сдачи-приемки выполненных работ допустимо включить дополнительные сведения и реквизиты, детализирующие информацию по проводимой сделке. Такие реквизиты не являются обязательными и отражают в документе по договоренности сторон. В частности, период выполнения указанных работ, а также другие значимые сведения и реквизиты.

Печать на акте не является обязательным реквизитом. Однако если в форме самого акта (приложение к контракту) предусмотрен реквизит "М.П.", то все же безопаснее проставить печати сторон (при их наличии).