Гамлет - одна из самых популярных пьес Шекспира. Причём режиссёры до сих пор пытаются её разгадать. Попытки таких разгадок приводят к новым необычным трактовкам, поэтому так интересно смотреть это хорошо известное произведение.
И дело не только в том, что видишь неизвестные тебе имена в программке, но и в принципиально ином подходе к постановке.
Что характерно для авторского театрального проекта Марии Глазковой и режиссера Елены Кузиной? В их варианте «Гамлет. КОНФРОНТАЦИЯ» зритель видит значительное сокращение числа действующих лиц, а значит и значительное сокращение реплик. При этом общая сюжетная линия остаётся шекспировской в переводе Пастернака.
Всего пять артистов на сцене. Четверо отвечают каждый за своего персонажа: Гамлет в руках у Даниила Гусева, за образ Офелии была ответственна Алена Арзамасцева, Гертруду исполняла Мария Глазкова, Клавдия - Эдуард Флёров. А пятому - Дамиру Бахтиеву - досталось менять маски и выступать то Полонием, то Могильщиком, то Артистом, то Лаэртом.
Призрак, в этот раз, сущность коллективная, свой вклад в образ вносят и Офелия, и Гертруда, и Клавдий. Хоровой ответ на вопросы Гамлета.
Меньше образов и реплик придают динамизм сюжету. Действие не тянется, а просто летит. Явных нестыковок, вызванных усечением текста, мной не просматривалось. И сэкономленное время дало возможность произнести великое "Быть или не быть" всем четырём главным персонажам.
У Гамлета вариант монолога в переводе Пастернака.
Офелия произносит часть монолога, но уже в переводе Лозинского. И этот вариант со словами «...Умереть, уснуть - И только; и сказать, что сном кончаешь Тоску и тысячу природных мук...» является прямым предвестником выбора Офелией самоубийства. Еще жив Полоний, но странное поведение Гамлета и неумение постоять за свои интересы и любовь, приводят Офелию к таким мыслям, а позже и к действиям.
«Быть или не быть» Клавдия логично продолжается монологом «Удушлив смрад злодейства моего», в котором есть и перекликающиеся «...Как мне быть? Покаяться? Раскаянье всесильно.Но что, когда и каяться нельзя!..». Гложат сомнения Клавдия, но слишком цепко он держится за жизнь и власть, чтобы в его голову пришла мысль о небытии.
Гертруда приходит к своему «Быть или не быть» после случайного убийства Полония и разговора с Гамлетом наедине, когда тот прямо обвиняет нового короля в убийстве брата и признается, что не безумен, а лишь изображает сумасшествие. Она осознает, в какую неприятную ситуацию попала, выйдя за Клавдия после похорон первого мужа. И она слишком мать своего сына, поэтому её вариант совпадает с вариантом Гамлета.
Все размышляют «Быть или не быть», а решил за всех Шекспир. В его финале выходит Фортинбрас и произносит: «Уберите трупы».
Интересная постановка, хорошие актерские работы. И это не только моя оценка. Ведь спектакль - лауреат международных театральных фестивалей «Камерата» (Челябинск), Chekhov Fest (Белград, Сербия), «Башня» (Калининград), «Амурская осень» (Благовещенск) и других.