Четыре года назад он приехал на Белгородскую землю из Ростовской области. За это короткое время его прогрессивные взгляды в приходе перевернули понятие воцерковлённости. В начале его служения бабушки роптали и недоумевающе переглядывались. Но прошло время, и перемены пришлись по вкусу и старым и малым.
О том, что сейчас происходит в храме, мы поговорили с батюшкой, а заодно посмотрела новенькую воскресную школу и узнала, какие иконы он называет старыми, а какие старинными.
Источник жизни – вода
«Своей главной задачей как пастыря я ставлю разрушение сложившихся о церкви стереотипов и советских богоборческих штампов. Важно донести до людей, что храм не является какой‑то закрытой организацией для неуспешных, старых, больных и немощных людей. Напротив, это открытое, а главное – свободное пространство для активных, молодых, целеустремлённых и успешных людей. Для тех, кто ищет в своей жизни Бога и обретает его», – такими словами встретил нас иерей Георгий Грошев.
И всё в нём гармонично, подумалось мне: и новые знания, и могучая фигура, и его представления о новой церкви как институте для будущих поколений. И сам он под стать вверенному ему величественному храму, который построен в форме ковчега с тремя престолами. Собор имеет статус памятника архитектуры XIX века, также причислен к объектам культурного наследия.
В 2011 году здесь прошёл капитальный ремонт, фасад выкрасили бирюзовой краской, появились золочёные купола, цоколь обложили гранитной плиткой. Сделали детскую площадку, на которой всегда многолюдно. Голубые ели, поднявшиеся выше первого этажа, стоят тесной стеной, заботливо обнимая стены собора.
В прошлом году отремонтировали котельную, пристроили два тёплых туалета, облагородили территорию. Отец Георгий рассказал о своём первом полезном деле по благоустройству Свято-Троицкого собора.
«Главное, что нужно было сделать в храме, – провести воду. До моего прихода шла только техническая, а питьевую набирали через дорогу. Пришлось озаботиться, сделать скважину, провести пробы на качество воды. Теперь в трапезной можно приготовить еду. Это упростило жизнь всем прихожанам и нам», – говорит батюшка.
В храме не было запаса святой воды. Пришлось направить силы на поиски спонсоров, они приобрели бак, и теперь 400 литров воды всегда есть в наличии. В крещенские дни он несколько раз опустошается, местные жители уходят довольными – всем хватает.
Склад и клад
Удивительно, что собор выжил в богоборческие годы, устоял в Великую Отечественную войну. Отец Георгий познакомил нас с былью и легендами, которые вошли в историю храма.
«До войны храм хотели разграбить, прихожане узнали, что изъятие ценностей пройдёт в такой‑то день, в цокольный этаж спустили всю дорогостоящую утварь и спрятали где‑то в подвалах. Её искали, но не нашли. А после войны весь этаж засыпали мусором и землёй, потому что заброшенное помещение привлекало кладоискателей», – пояснил он.
Быль связана с периодом Великой Отечественной войны, когда на колокольне храма располагались пулемёты и военные орудия. Однажды снаряд, попав в притворную часть, разрушил один из сводов и часть стены. Впоследствии всё было восстановлено, но и по сей день на этом месте небольшая трещина напоминает о военном времени.
Служба возобновилась в период хрущёвской оттепели, на тот момент собор поделили на две части перегородкой.
В первой отапливаемой – склад райпотребсоюза, во второй собирались прихожане для молитвы.
Следующим важным делом по восстановлению храма для отца Георгия стала замена старых икон.
В 1950-х на открытие собора люди несли всё, что дома было: картонные, фотографические.
Поэтому в первой части храма висели уже совсем старые и выцветшие образа.
«Это не очень благолепно, поэтому мы заменили пришедшие уже в негодность с эстетической точки зрения иконы. Не все приняли эти перемены легко. Я их не вынес из храма и не выбросил, просто поднял на второй этаж. Там у нас пустое помещение, куда их сложили, – объясняет батюшка».
На этом наведение порядка не закончилось. И если правый придел – святителя Митрофана Воронежского – выглядел вполне прилично, то слева сделали технический склад с вёдрами и вениками. Всё это разобрали под слёзы хозяюшек, и сейчас идут работы по восстановлению придела святой Варвары с иконостасом.
«На фасадную часть уже заказана резьба, возрождают его по старинным рисункам, сделаем приближенным к первоначальному виду», – говорит настоятель.
Притворная часть храма и сейчас отделена перегородкой. Смысл её практический, чтобы сохранить тепло. В холодное время года служат здесь, а летом – в главном приделе. Здесь на стенах старинные иконы святителя Николая и Божией Матери, уцелевшие с открытия храма в XIX веке.
«Это святыни. Они неплохо сохранились. Правда, обрамляют их оклады советского периода, но и на этом спасибо, выглядят они красиво. Я имею чёткое понимание, что есть икона старая, а есть старинная. Вот эти – старинные», – уточняет отец Георгий.
Интернет не зло
У батюшки три сына, поэтому как никто он понимает значение духовного развития детей. Важнейшей миссией считает создание воскресной школы при храме, ведь там, где дети, есть будущее.
«Когда приехал и общался со своими прихожанами, они отвечали, вы уже не первый желающий открыть воскресную школу, здесь молодёжи нет и потребности в образовательной деятельности тоже нет. Но у меня было своё представление, как школа должна выглядеть и работать, – констатирует Грошев. – Дети обучаются, и через них воцерковляются их родители».
Поэтому после проведения воды сразу приступили к ремонту класса и трапезной. Он хотел, чтобы это выглядело как полноценная школа: мебель, проектор, телевизор. Подвёл в храм современный скоростной Интернет, за это едва не снискал славу антихриста.
«В представлении пожилых людей Интернет – это зло, но я объяснял, что необходимо давать качественное начальное духовное образование и без современных средств этого не сделать, – спокойно улыбается он, вспоминая начало работы. Сейчас уже это новшество приняли и успокоились».
Самый тревожный момент был, когда они дали объявление, что в воскресную школу принимаются дети. Думали, хоть бы десяток набрался. А пришли 70 человек, их разделили по трём возрастным группам и стали заниматься поочерёдно. Первая группа – с 5 до 7 лет, вторая – с 8 до 10, третья – с 11 до 14. Закон Божий преподаётся в классической форме – по учебнику Серафима Слободского. Батюшка называет его бестселлером.
У младших ведёт его педагог православной культуры, у старших – он сам. Второй урок – рукоделие или общение с интересными людьми.
Любимая форма – кинолекторий: смотрят и обсуждают назидательный православный мультфильм, а со старшими недавно смотрели даже «Остров» с Петром Мамоновым. Потом долго обсуждали и спорили: фильм‑то неоднозначный.
После уроков все бегут в трапезную, где можно поесть, угоститься чем‑нибудь вкусным.
«В рамках внеурочной деятельности мы ходим на экскурсии. Недавно были в пожарной части, стараемся, чтобы присутствовал элемент профориентирования. Есть дни, когда я предлагаю им живое общение со священником. Узнаю, какие у них вопросы. Дети их пишут анонимно в записочках. Спрашивают об отношениях до брака, распределении роли в семье, о послушании, что такое «возлюби ближнего как самого себя» и всех ли ближних мы должны любить. Мы рассуждаем, опираясь на Священное Писание, чтобы детям понять, как нужно жить и к чему стремиться», – рассказывает настоятель.
Молитва на вертолёте
В ближайших планах – организация взрослой воскресной школы.
Предварительно уже человек 30 изъявили желание ходить на эти беседы.
По его словам, там не будет формата: парта, учебник, а будет чаепитие за общим столом, общение в форме «вопрос – ответ».
«Я бы её давно организовал, просто не хватает времени. Хорошо бы иметь помощника – батюшку. Сейчас прошу владыку об этом, потому что можно будет по очереди вести в школе занятия и беседы», – делится Георгий Грошев.
Но не только образовательная деятельность привлекает священника. Например, недавно проводили крестный ход по воздуху, потому что люди из‑за обстрелов беспокоятся. Обратился к вертолётной части, долго ждали разрешения.
«Это было волнующе, потому что согласовали в последнюю минуту, как закончилась служба в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Я людям сказал, что Божья Матерь нас услышала, и даже слёзы у всех выступили. Сообщили священникам нашего благочиния, все съехались, мы взяли с собой святыни, подняли их на борт вертолёта. И взлетели. Молились там о возрождении Руси, о наших воинах, о мире во всём мире. Эмоции непередаваемые. Мы облетели границы нашего поселения. И хвала Божией Матери, с того момента ни одного прилёта не было», – говорит Георгий Грошев.
Иногда он выезжает в воинские части. Бойцы целый день идут к батюшке, а значит, верят. Привлекал для помощи других священнослужителей: вдвоём сподручнее. Выезжали в Шияны и Нижнюю Серебрянку. Ездят и сейчас, духовно окормляют, везут помощь солдатам.
Он считает, что ровенчане активно включились в волонтёрскую деятельность. Они кормят ребят, возят тёплые вещи. Делают окопные свечи, плетут сети. И всё это приближает победу. Военные в полевых условиях исповедуются и причащаются. Достаточно несколько часов до этого не принимать воды и еды, потому что сейчас человек жив, а «за ленту» пошёл, и как будет – никто не знает.
Елена Ховхун