✅ "Здесь нужны навыки командной работы"
❌ Вместо: "Не командуй тут!" и "Никто не будет с тобой играть, если ты будешь так себя вести".
Например: "Ты отличный лидер. Сегодня тебе пригодятся навыки работы в команде. Не говори друзьям, что делать - пусть они решат сами и возьмут инициативу на себя".
❔ Почему так: многим детям с лидерскими задатками часто говорят не командовать другими, иначе никто не будет с ними дружить. Вместо этого лучше научить ребенка тому, что лидерство многогранно, можно спрашивать, а не командовать, и играть по очереди.
✅ "Я прошу тебя делать вот так".
❌ Вместо: "Прекрати" и "Так нельзя делать".
Например: "Я прошу тебя погладить собаку ласково. Пес успокоится и будет долго с тобой сидеть - ему нравится ласка".
"Я прошу тебя пойти медленно, как черепашка, а не скаковая лошадка, потому что мы идем по парковке, а здесь может быть опасно".
❔ Почему так: "Я-сообщения" отличаются от "ты-сообщений" тем, что не содержат никаких обвинений, поэтому дети реагируют на них лучше. Кроме того, здесь задействуется фокус на том, чего мы хотим.
✅"Плакать - нормально".
❌ Вместо "Ты ведешь себя как плакса" / "Не реви" / "Мальчики не плачут" / "Ты такой некрасивый, когда плачешь".
Например: "Милый, грустить - это нормально Если понадоблюсь, я буду здесь. Верю, что у тебя получится позаботиться о себе, но я рядышком.
❔ Почему так: дети просто расцветают, когда их чувства не подавляют. Воодушевляйте ребенка и показывайте, что он может справиться со своими эмоциями самостоятельно, это поднимет его самооценку и поможет легче переживать грустные моменты.
✅"Как ты себе поможешь?"
❌ Вместо немедленного решения проблем ребенка: "Делай так - и всё будет нормально. Это не сложно" или "Почему ты расстроился ( ась)? На печеньку, улыбнись/отвлекись".
Например: "Злиться/волноваться - это нормально. Как ты себе можешь помочь, чтобы стало лучше?"
❔ Почему так: дать ребенку возможность самому заботиться о себе - это бесценный дар для него. Дети, которые учатся проживать собственные эмоции и успокаиваться самостоятельно, меньше попадают в сложные ситуации и обладают более здоровой самооценкой.
✅"Я остановлюсь, переведу дух и буду ждать, когда ты закончишь".
❌ Вместо: "Дай я сама сделаю".
Например: "Кажется, тебе надо чуть больше времени. Давай я подожду пару минут и заодно загружу посудомойку".
❔ Почему так: часто в конфликтной ситуации расслабиться надо именно родителю, а не ребенку. Подождите и дайте ему самому завязать шнурки или прочитать вывеску. Дети хорошо знают "своё дело" - они учат нас быть в моменте, смиряться с криво заправленной кроватью или обувью, надетой не на ту ногу. Наша цель здесь в том, чтобы позволить ребенку пробовать, ошибаться и пробовать снова, тем самым развивая ощущения и навыки. Чтобы не зависеть от нас во всем.