Найти тему
Медиапалуба

Цель — исключить импортные компоненты

Петербургская компания «Рунитор» специализируется на поставках систем пожаротушения для судов. Основная деятельность — это не только производство, но и проектирование систем: анализ проекта, проработка возможных решений, подбор оборудования под расчеты и особенности каждого проекта, разработка документации. При производстве используются в основном отечественные комплектующие, но есть и элементы, которые не производятся в РФ или имеют очень высокую стоимость, что заставляет обратить внимание на импортных производителей.

Подобные системы представляют собой сложные изделия, состоящие из множества компонентов. С перестройкой в сфере производства, связанной с курсом на импортозамещение, изготовители были вынуждены пересмотреть часть процессов.

О том, как перемены повлияли на рынок производства судового оборудования пожаротушения, «Медиапалубе» рассказал главный инженер компании «Рунитор» Илья Пучков.

П: Илья, расскажите, пожалуйста, чем сегодня занимается компания «Рунитор»?

— С 2016 года компания «Рунитор» занимается производством систем пожаротушения для судов. Мы предлагаем комплексный подход к решению вопросов судового пожаротушения и предотвращения пожаров в полном соответствии с правилами РМРС, РКО и мировой практикой. Наш инженерный центр может разработать законченную концепцию пожарной безопасности судна, подобрав для конкретного проекта судна все необходимое оборудование одним пакетом. Наше предложение включает не только проектирование и производство, но и ввод в эксплуатацию и поддержку на всех этапах эксплуатации судна.

Основу линейки поставляемого оборудования составляют системы углекислотного пожаротушения, пожаротушения водяным туманом, пенотушения и системы обнаружения пожара как наиболее распространенные типы на судах.

    Илья Пучков, главный инженер компании «Рунитор»
Илья Пучков, главный инженер компании «Рунитор»

Перечислим лишь некоторые из них. Для начала система углекислотного пожаротушения высокого давления «СОМ», где используется принцип вытеснения кислорода из очага горения. Подобный принцип пожаротушения, так называемое объемное пожаротушение, наиболее распространен на судах коммерческого флота.

Далее мы производим систему пенотушения «Дельфин», которая используется для тушения пожара открытых источников горения из-за разлития нефтепродуктов. Принцип ее работы традиционный: в очаг горения подается раствор пенообразователя и образуется пена, которая препятствует поступлению кислорода.

Еще в нашей номенклатуре два исполнения системы пожаротушения «Спрут». Первая, местного применения, основана на принципе снижения температуры в зоне очага возгорания, отвода и блокирования поступления кислорода за счет тонкораспыленной воды. Второе исполнение системы «Спрут» подходит для жилых и общественных помещений пассажирских судов. Это своего рода современная замена классической спринклерной системе.

Специально для судов, которые имеют в символе класса знак оснащенности средствами для тушения пожаров на других судах, «Рунитор» предлагает систему внешнего пожаротушения (FiFi) «КИТ».

А для тушения твердых горючих материалов, жидкостей и электрооборудования до 36 кВ мы предлагаем систему аэрозольного пожаротушения — генератор огнетушащего аэрозоля. Что важно, при использовании оборудование не оставляет осадка.

Это только основное оборудование, есть еще специальные системы под узкие задачи.

 📷
📷

«Огнетушитель по своей функции» – импортные системы пожаротушения будут облагаться дополнительной пошлиной

По новому коду пошлина составит 5%.

П: Российский рынок систем пожаротушения — какой он, какие сейчас приоритеты и ключевые направления?

— Рынок производства судового оборудования, в том числе и систем пожаротушения, следует за появлением новых проектов и размещением заказов на судостроительных заводах. Исходя из количества запросов на проработки концепции пожаротушения на различных новых проектах, мы можем отметить, что рынок не стоит на месте и развивается. Сейчас у проектантов много идей, проработок и расчетов различных проектов судов, которые они могут предложить судовладельцам. И мы всегда готовы поддержать их.

П: Как повлияли санкции на поставки комплектующих и производство оборудования?

— Если мы говорим про отечественное производство, то мы наблюдаем повышение стоимости услуг, материалов, используемых компонентов. Из-за этого стоимость конечного продукта возрастает. Приходится постоянно вести поиск альтернативных производителей. По некоторым позициям, если сравнивать скачки цен за последний год, колебания составляли до 100%, но ближе к сегодняшнему дню часть производителей сырья частично вернули цены.

К сожалению, рынок судостроения заставляет нас просчитывать стоимость оборудования с горизонтом планирования себестоимости от одного года. Это практически невозможно и становится в некоторой степени везением.

П: Какие комплектующие и материалы используете при производстве?

— Выбор комплектующих и материалов зависит от пожелания заказчика. Если стоит цель — закупить полностью отечественный продукт, то конечная стоимость продукта несколько выше. Если главный критерий — стоимость, то у нас проработаны технологические процессы, допускающие замену, но без снижения надежности систем.

П: С какими компаниями взаимодействуете в работе?

— Закупочная ведомость материалов и изделий для каждого продукта достаточно обширна, и многие пункты имеют альтернативы. Поэтому приводить полный список не имеет смысла. При этом не могу сказать, что мы все закупаем в одном месте.

-4

П: Насколько рынок систем пожаротушения конкурентен? Насколько влиятельны на российском рынке азиатские производители?

— Мы постоянно ощущаем присутствие конкурентов, но поставки из Китая не способны захватить рынок в ближайшее время. Это связано с высокой стоимостью доставки, долгими сроками изготовления и поставки, а также трудностями во взаимодействии китайских компаний и РС.

П: Насколько верна, по вашему мнению, сегодняшняя политика импортозамещения в судостроении и производстве судового оборудования?

— Приятно осознавать, что государство прикладывает большие усилия, чтобы поддержать производство в РФ и сохранить компетентные производства здесь. Естественно, есть некоторые перекосы или несоответствия, но мы активно работаем с АНО «Судпром» и Минпромторгом для проработки механизмов реализации господдержки.

П: Какие, на ваш взгляд, есть проблемы с реализацией проектов по локализации и импортозамещению оборудования?

— Я вижу проблему в том, что по требованиям государства на судах должно быть установлено 100% отечественных систем, в которых каждый элемент имеет документ, доказывающий происхождение этого элемента. К сожалению, далеко не все элементы, произведенные в РФ, имеют конкурентную цену по сравнению с европейскими и азиатскими производителями.

Также из-за сравнительного небольшого объема рынка судостроения некоторым производителям элементов неинтересно заниматься сертификацией в РМРС и подтверждением происхождения изделия по постановлению № 719 Минпромторга. И при этом почти на всех тендерах мы сталкиваемся с конкурентами, которые предлагают полностью импортную систему и за меньшую стоимость. Далеко не всегда можно предложить конкурентную по цене систему, сделанную в РФ, имеющую все необходимые сертификаты. Вспоминается шутка про «Быстро, дешево, качественно — но можно выбрать только два пункта».

П: В каком направлении, как считаете, будут развиваться судовые системы пожаротушения?

— Думаю, сейчас все производители судового оборудования сфокусированы на максимальном исключении импортных компонентов из своей продукции и доведении себестоимости производства до уровня закупки готовых изделий из-за рубежа. Надеюсь, все эти попытки помогут отечественной промышленности шагнуть на новый уровень.

П: Вы участвовали в оснащении новых судов проекта MPSV07, где изначально был европейский поставщик. Расскажете об этих работах?

— На проект MPSV07 изначально мы предлагали и поставили наши системы пожаротушения (систему местного пожаротушения, систему углекислотного пожаротушения). Также мы предлагали систему внешнего пожаротушения, и ее согласовал проектант. Но заказчик решил использовать систему европейского производителя, хотя мы предупреждали о возможных последствиях санкционной политики Евросоюза. В итоге, когда пришло время вводить поставленную систему внешнего пожаротушения в эксплуатацию, поставщик и производитель просто отказались это делать, поскольку иностранный специалист не мог приехать и был риск, что оборудование без него станет неработоспособной грудой металла. Специалисты сервисного отдела «Рунитора», имея большой опыт обслуживания систем внешнего пожаротушения, поставляемых и частично производимых нашей компанией, смогли быстро запустить и предъявить заводу, РМРС, заказчику систему.

Это не первый опыт подобных работ для нас: мы уже не раз участвовали в аналогичных проектах. У нас есть подписанные договоры на ввод в эксплуатацию оборудования ушедших из РФ производителей систем внешнего пожаротушения на таких заводах, как «Пелла», Амурский СЗ, «Звезда Морские Технологии» и других.

При этом отмечу, что мы до сих пор на тендерах конкурируем с поставщиками, которые продали оборудование на эти заводы, но не выполнили свои обязательства.

-5

П: Какие системы пожаротушения наиболее востребованы среди судовладельцев?

— Востребованность каких-либо типов систем зависит, прежде всего, от востребованности типов судов. Если идет строительство танкеров, то на такой флот нужны системы углекислотного пожаротушения и системы пенотушения. Если речь идет о судах снабжения и спасения, то на них устанавливаются системы внешнего пожаротушения, углекислотного пожаротушения, местного пожаротушения. На пассажирские суда нужны системы водораспыления в жилых помещениях (спринклерные системы), системы местного пожаротушения, системы углекислотного пожаротушения.

П: Какие у «Рунитора» есть перспективные разработки? Планируете выводить в ближайшее время новые продукты на рынок?

— Рынок судового пожаротушения достаточно консервативен и ограничен правилами, которые были написаны десятилетия назад. Поэтому мы сфокусированы на оптимизации производства уже имеющихся систем, удешевлении себестоимости и поиске решений в области импортозамещения.

Если говорить про изобретение принципиально новых технологий пожаротушения, безопасных для человека и безвредных для окружающей среды, то разработки упираются в неготовность заказчика и судостроительного завода платить в 1,5–2 раза больше за что-то новое, когда можно использовать уже проверенное решение. Дороговизна и сложность сертификации в РМРС новой технологии тоже сдерживающий фактор.

Логически продолжая внедрение систем создания инертной среды на судне (системы инертных газов), наша компания активно развивает производство и поставку компрессорного оборудования и связанных с ним компонентов, включая ресиверы, осушители, комплексные системы управления систем низкого, среднего и высокого давления. Думаю, это направление можно обозначить в качестве перспективного для компании «Рунитор».

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц