- ДЕЛАЕМ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ПОЧЕМУ РЕБЁНОК ТАК ПОСТУПИЛ.
Поведение ребёнка-послание тебе. Как ты расшифруешь, так и будешь действовать:
•он делает это, чтобы разозлить меня.
•у него есть какая-то не закрытая потребность.
Техника активного слушания для говорящих детей. Ты не задаёшь вопросы и не даёшь оценок, а просто и спокойно повторяешь, зеркалишь его речь.
Ребёнок: я не хочу одеваться, никуда не пойду, уйди ты плохая.
Мама:Я тебя слышу, ты хочешь чтобы я ушла, а одеваться не хочешь, и хочешь остаться дома.
Ребёнок: Я не буду одевать эту кофту, она колючая.
Мама: Да кофта у тебя колючая, ты её надевать не хочешь.
Ребёнок: Я туда больше не пойдууу.
Мама: Ты больше не хочешь ходить в гости.
Ребёнок: Не буду носить эти уродские штаны.
Мама: Я понимаю, тебе не нравятся твои штаны.
С неговорящими детьми поможет наблюдение за ними и знание потребностей возраста.
2.РЕШАЕШЬ, ЧТО ХОЧЕШЬ ОБЪЯСНИТЬ РЕБЁНКУ В ДАННОЙ СИТУАЦИИ, КАКОЕ ПРАВИЛО ДЛЯ НЕГО СЕЙЧАС МОЖЕШЬ СФОРМУЛИРОВАТЬ.
-Хочу, чтобы ребёнок не выбегал из подъезда без меня.
-Хочу, чтобы не пробегал в уличной обуви в комнату.
Для успешного обучения гораздо эффективнее говорить, что делать, а не что не делать.
Не кричи = Говори тише, Говори как я.
Куда побежал = Иди рядом, Дай руку.
Не беги = Иди спокойно, Остановись.
3.ДУМАЕШЬ, КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЭТОМУ ПРЯМО СЕЙЧАС. ВВОДИШЬ ПРАВИЛО.
Если ребёнок не в норме.
Мы не воспитываем расстроенного, плачущего, перевозбужденного, голодного ребёнка. Урок не усвоится, твой малыш не способен ничего воспринимать в таких состояниях. Просто останови его нежелательное действие, возьми за руку или на руки, уведи, но пока не говори ни правила, ни как ему себя вести. Вернись к этому позже, когда вы с ребёнком будете спокойны: через 10, 30, 50 минут или через несколько дней, когда снова представится такой случай.
Если ребёнок в норме.
- Подходишь и присаживаешься на уровне глаз ребёнка, дотрагиваешься до него или приобнимаешь, смотришь в глаза.
- Описываешь его потребность, интерес или желание. «Тебе хочется порисовать».
- Сообщаешь правило-что можно, а что нет-и говоришь, какого поведения ты ждёшь:«Смотри, рисовать можно в этом альбоме. На обоях мы не рисуем».
- Помогаешь ребёнку тут же опробовать то, что ты предложила: подходишь к альбому и зовёшь ребёнка, поощряем начать рисовать в альбоме.
- Показываешь одобрение такому поведению: «Спасибо!»
Чем младше ребёнок, тем меньше слов и проще объяснения. При опасном поведении просто физически останавливаем, в этот момент не до правил.
Мы повторяем правила одним и тем же способом столько раз, сколько необходимо ребёнку. Если всё правильно, то ребёнку необходимо 3-4 раза для закрепления действия.
Почему алгоритм может не работать?
•Пропускаешь шаги, или выполняешь их не точно.
•Не учла возрастные особенности ребёнка:сложно объясняешь или многого ожидаешь.
•ребёнок не ок: не выспался, истерика, голод.
•Ты не ок:не уверена, устала и срываешься на крик.
ТЕХНИКИ ОБЩЕНИЯ В РАМКАХ АЛГОРИТМА:
•Альтернатива-предлагаешь другой способ действия, вместо проблемного поведения. Помогаешь переключить ребёнка на позитивное и желательное действие.
•Выбор. Помогает ребёнку повести себя желательным образом. Важно предоставить его там, где ребёнок с этим выбором справляется.И там, где ты можешь этот выбор дать.
•Выбор без выбора. Прибегать к нему в редких случаях. «Ты сделаешь это сам или это сделаю я?»
•Естественные последствия. Напоминаешь, что будет, если не послушается. Чтобы не выбрал ребёнок, он столкнётся с последствиями своего выбора и проживёт полезный опыт.
Когда метод установления правил и границ станет частью вашей жизни, то произойдут удивительные перемены:
•Ребёнок начнёт слушаться тебя без криков и наказаний;
•Будет тратить энергию на развитие, а не на страх и истерики;
•Ты перестанешь срываться и испытывать чувство вины;
Ваши отношения станут более доверительными, крепкими и надёжными!