Найти тему

Алгоритм установления правил и границ. Для детей 1-4 года.

  1. ДЕЛАЕМ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ, ПОЧЕМУ РЕБЁНОК ТАК ПОСТУПИЛ.

Поведение ребёнка-послание тебе. Как ты расшифруешь, так и будешь действовать:

•он делает это, чтобы разозлить меня.

•у него есть какая-то не закрытая потребность.

   Техника активного слушания для говорящих детей. Ты не задаёшь вопросы и не даёшь оценок, а просто и спокойно повторяешь, зеркалишь его речь.

Ребёнок: я не хочу одеваться, никуда не пойду, уйди ты плохая.

Мама:Я тебя слышу, ты хочешь чтобы я ушла, а одеваться не хочешь, и хочешь остаться дома.

Ребёнок: Я не буду одевать эту кофту, она колючая.

Мама: Да кофта у тебя колючая, ты её надевать не хочешь.

Ребёнок: Я туда больше не пойдууу.

Мама: Ты больше не хочешь ходить в гости.

Ребёнок: Не буду носить эти уродские штаны.

Мама: Я понимаю, тебе не нравятся твои штаны.

   С неговорящими детьми поможет наблюдение за ними и знание потребностей возраста.

2.РЕШАЕШЬ, ЧТО ХОЧЕШЬ ОБЪЯСНИТЬ РЕБЁНКУ В ДАННОЙ СИТУАЦИИ, КАКОЕ ПРАВИЛО ДЛЯ НЕГО СЕЙЧАС МОЖЕШЬ СФОРМУЛИРОВАТЬ.

-Хочу, чтобы ребёнок не выбегал из подъезда без меня.

-Хочу, чтобы не пробегал в уличной обуви в комнату.

   Для успешного обучения гораздо эффективнее говорить, что делать, а не что не делать.

   Не кричи = Говори тише, Говори как я.

   Куда побежал = Иди рядом, Дай руку.

   Не беги = Иди спокойно, Остановись.

3.ДУМАЕШЬ, КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЭТОМУ ПРЯМО СЕЙЧАС. ВВОДИШЬ ПРАВИЛО.

   Если ребёнок не в норме. 

   Мы не воспитываем расстроенного, плачущего, перевозбужденного, голодного ребёнка. Урок не усвоится, твой малыш не способен ничего воспринимать в таких состояниях. Просто останови его нежелательное действие, возьми за руку или на руки, уведи, но пока не говори ни правила, ни как ему себя вести. Вернись к этому позже, когда вы с ребёнком будете спокойны: через 10, 30, 50 минут или через несколько дней, когда снова представится такой случай.

   Если ребёнок в норме.

  1. Подходишь и присаживаешься на уровне глаз ребёнка, дотрагиваешься до него или приобнимаешь, смотришь в глаза.
  2. Описываешь его потребность, интерес или желание. «Тебе хочется порисовать».
  3. Сообщаешь правило-что можно, а что нет-и говоришь, какого поведения ты ждёшь:«Смотри, рисовать можно в этом альбоме. На обоях мы не рисуем».
  4. Помогаешь ребёнку тут же опробовать то, что ты предложила: подходишь к альбому и зовёшь ребёнка, поощряем начать рисовать в альбоме.
  5. Показываешь одобрение такому поведению: «Спасибо!»

   Чем младше ребёнок, тем меньше слов и проще объяснения. При опасном поведении просто физически останавливаем, в этот момент не до правил.

   Мы повторяем правила одним и тем же способом столько раз, сколько необходимо ребёнку. Если всё правильно, то ребёнку необходимо 3-4 раза для закрепления действия.

   Почему алгоритм может не работать?

•Пропускаешь шаги, или выполняешь их не точно.

•Не учла возрастные особенности ребёнка:сложно объясняешь или многого ожидаешь.

•ребёнок не ок: не выспался, истерика, голод.

•Ты не ок:не уверена, устала и срываешься на крик.

ТЕХНИКИ ОБЩЕНИЯ В РАМКАХ АЛГОРИТМА:

•Альтернатива-предлагаешь другой способ действия, вместо проблемного поведения. Помогаешь переключить ребёнка на позитивное и желательное действие.

•Выбор. Помогает ребёнку повести себя желательным образом. Важно предоставить его там, где ребёнок с этим выбором справляется.И там, где ты можешь этот выбор дать.

•Выбор без выбора. Прибегать к нему в редких случаях. «Ты сделаешь это сам или это сделаю я?»

•Естественные последствия. Напоминаешь, что будет, если не послушается. Чтобы не выбрал ребёнок, он столкнётся с последствиями своего выбора и проживёт полезный опыт.

   Когда метод установления правил и границ станет частью вашей жизни, то произойдут удивительные перемены:

•Ребёнок начнёт слушаться тебя без криков и наказаний;

•Будет тратить энергию на развитие, а не на страх и истерики;

•Ты перестанешь срываться и испытывать чувство вины;

Ваши отношения станут более доверительными, крепкими и надёжными!